Почти половину мирового богатства контролируют всего 147 корпораций, связанные между собой. К такому выводу пришли ученые Швейцарского государственного института технологий в Цюрихе, проанализировав данные более 43 тысяч компаний, чтобы смоделировать образ глобальной корпоративной системы, отражающих отношения собственности между крупнейшими транснациональными корпорациями (ТНК), пишет британский The New Scientist. Работа швейцарских ученых принята к публикации в научном журнале PloS One.
«Реальность настолько сложна, что мы должны были отойти от догм, таких как теории заговора или теории свободного рынка, – пояснил автор исследования, теоретик комплексных систем Джеймс Глаттфельдер. – Наш анализ основан на реальности».
Предыдущие исследования показывали, что небольшой группе компаний и банков принадлежит крупная доля мировой экономики, но эти работы включали ограниченное число компаний и упускали из виду косвенных владельцев, отношения корпораций с дочерними и аффилированными компаниями. Поэтому сложно было определить, насколько сильным было влияние транснациональных корпораций на глобальную экономику. Новая работа исправляет это упущение.
Отсортировав 37 млн компаний и инвесторов по всему миру, представленных в базе данных Orbis С от 2007 г., команда ученых отобрала 43060 компаний, принадлежащих транснациональным корпорациям, а также выявила их общие активы. Затем они выстроили модель, распределившую экономическое влияние ТНК по критериям контроля одних компаний над другими посредством владения фондами и участия в прибыли. В конечном итоге им удалось сформировать исчерпывающую карту экономического влияния.
На основе этого они построили модель распределения экономического влияния транснациональных корпораций, в том числе через владение фондами, участие в прибыли. В результате ученые выявили ядро из 1318 компаний с взаимными владельцами: каждая из этих компаний связана с другими компаниями, среднее число аффилированных партнеров составляет 20. И хотя официальные доходы этих корпораций едва превышают 20% от общемировой операционной выручки, через свои фирмы-сателлиты они фактически владеют большинством мировых компаний, работающих в секторе «реальной» экономики (т.н. blue chip или «голубые фишки» – знаковые компании-производители, известные бренды и т.п.). Таким образом, в щупальцах корпоративных монстров сосредоточены порядка 60% общемировых доходов.
В ходе исследования также было установлено, что большинство финансовых цепочек идут в направлении «суперанклава» из 147 компаний. Их активы пересекаются друг с другом, фактически являясь общей собственностью, что обеспечивает этому негласному финансовому конгломерату контроль за 40% глобального корпоративного богатства.
«По сути, менее 1% компаний в состоянии контролировать 40% всей сети», – утверждает Глаттфельдер. И добавляет, что большинство из этих «суперкорпораций» являются финансовыми институтами. Так, в топ-20 вошли инвестиционные холдинги Barclays plc, JPMorgan Chase & Cо, Goldman Sachs Group Inc.
Джон Перкинс автор книги «Исповедь экономического убийцы» даёт интервью в программе «Вести», рассказывая про западную корпоратократию. Есть ещё на эту тему книга Дэвида Роткопфа «SuperКласс. Те, кто правит миром».
Комментируя проведенный швейцарскими специалистами анализ, эксперт по макроэкономике Джон Дриффил из Лондонского университета заявил, что ценность исследования заключается даже не в том, что оно показывает, как небольшое количество людей контролирует всю мировую экономику. На его взгляд, главная причина, ради которой стоило проводить такие изыскания, – это понять, насколько эта система стабильна.
Сами авторы исследования считают, что проведенный анализ мог бы помочь сделать саму систему более стабильной. В частности, отыскав наиболее уязвимые аспекты, экономисты смогут предложить меры по предотвращению будущих обвалов, захватывающих всю экономику. Возможно, миру необходимо введение глобальных антимонопольных правил для того, чтобы ослабить и ограничить чрезмерно прочные связи между ТНК, полагает Глаттфельдер. Но пока подобные нормы существуют только на национальном уровне.
Как показал начавшийся в 2008 году глобальный финансовый кризис, такие сети являются крайне неустойчивыми. «Как только одна компания терпит бедствие, она сразу тянет за собой остальные», – пояснил Глаттфельдер.
«В общем-то, данное исследование не открыло ничего нового, а лишь подтвердило наглядно те выводы, которые ранее можно было сделать на основе простой логики», — говорит ректор Учебного Центра «ФИНАМ» к.э.н. Ярослав Кабаков.
«Если доллар США является главной мировой валютой, то те корпорации, которые являются акционерами федеральных резервных банков, эмитирующих эту самую валюту, вполне логично оказываются владельцами и контролерами львиной доли мировых активов. Пожалуй, частичные поправки относительно доли в мировом капитале можно внести с учётом того, что значительная часть компаний по всему миру до сих пор является непубличной, а значительная часть находится под контролем государств. Это несколько сместит в сторону снижения долю мирового богатства, контролируемого перечисленными компаниями, но не изменит сути явления».
Эксперт также добавляет, что неустойчивость этой системы не является её уязвимостью или недостатком — она как раз позволяет данной группе увеличивать свой контроль. «В периоды кризиса они перекрывают денежный краник, а потом скупают подешевевшие активы за доллары, которые печатает и предоставляет им охотно контролируемая ими ФРС США», — заявил Кабаков.
Топ-10 из 147 суперкорпораций
1. Barclays plc
2. Capital Group Companies Inc
3. FMR Corporation
4. AXA
5. State Street Corporation
6. JP Morgan Chase & Co
7. Legal & General Group plc
8. Vanguard Group Inc
9. UBS AG
10. Merrill Lynch & Co Inc
11. Wellington Management Co LLP
12. Deutsche Bank AG
13. Franklin Resources Inc
14. Credit Suisse Group
15. Walton Enterprises LLC
16. Bank of New York Mellon Corp
17. Natixis
18. Goldman Sachs Group Inc
19. T Rowe Price Group Inc
20. Legg Mason Inc
21. Morgan Stanley
22. Mitsubishi UFJ Financial Group Inc
23. Northern Trust Corporation
24. Société Générale
25. Bank of America Corporation
Корпорации диктуют чиновникам, что делать.
Большую часть экономического потенциала США составляют транснациональные корпорации (ТНК). А до 90% их активов находится вне американской территории. Как заметил еще Конфуций, «родина у человека там, где находятся его богатства». Для руководителей американских ТНК родиной является весь мир, ведь их владельцы часто имеют еврейские корни и идеологию космополитизма. США, это только одна из стран, в которых у них имеются какие-то активы.
Так что для руководителей всех ТНК между США, Китаем или Гондурасом нет принципиальной разницы – это все входящие в управляемую ими мировую экономику территории. Или предприятия холдинга мировой экономики. Поэтому руководители американских ТНК патриотами США не являются. И в случае серьезных потрясений в США, банкиры не бросятся спасать страну, ведь они только формально граждане США.
Мировая элита несколько лет назад приступили к созданию полноценного всемирного общества, потому что глобализация сделала планету общей в первую очередь для ТНК средой деятельности. И как любому бизнесу, транснациональному нужно, чтобы эта среда была полноценно организованным пространством – в ней был бы установлен общий для всех субъектов правопорядок и действовали бы обеспечивающие соблюдение правопорядка институты. Это общие для всех ТНК цели и для их эффективного достижения требуется создание объединяющего все страны нового мирового порядка.
*****
От себя добавлю, что далеко не все компании наверняка в этом списке данном плане, есть гораздо более законспирированные связи. И в итоге вместо 147, их может оказаться всего 17. Также как «Standart Oil» Рокфеллеров разделилась на формально независимые компании после обвинения в нарушении антимонопольного законодательства и судебного разбирательства.
Любопытная реакция на швейцарское исследование последовала из Лондона и США, где и окопалась сейчас значительная часть международной финансовой мафии. Оттуда раздались голоса про то, что транснациональные корпорации покупают акции друг друга по коммерческим причинам, а не из-за желания построить мировое господство. Не сможет «суперорганизация» обладать и реальной политической властью: 147 компаний — это слишком много, чтобы поддерживать сговор, ведь они представляют разнонаправленные интересы.
Тут можно только посмеяться над такими попытками «запудрить мозги», рассчитанными на совсем глупых и наивных людей. Коммерческий интерес подразумевает и наличие власти, а если её нет, тебя просто съедят на рынке, лучшие куски получают те, у кого она есть. Ничто не мешает богатым хоть и воевать с друг другом, но объединяясь в кланы, создавать альянсы, контролируя свой далеко не маленький сектор и главное — договариваться. Допустим, российские олигархи не влияют на дела в Великобритании, но рулят в России.
С теми, кто отрицает контроль богатых за ситуацией в странах, называя это всё теориями заговора получается часто примерно такой диалог:
— Хорошо, на выборы президента нужны деньги и при этом большие?
— Да, нужны, — вынужден согласиться человек
— Богатые люди поддерживают кандидатов во время той же президентской гонки в США?
— Поддерживают.
— Они выбирают тех, кто удовлетворяет их интересам и будет лоббировать их?
— Да.
— Богатые собираются в закрытых клубах и на совещаниях, обсуждая будущее мира и ведя переговоры?
— Собираются.
— Так что же тогда говорить, что влияние богатых на мир — это теории заговора?
Следует в ответ пауза, операционка в голове собеседника зависла, абонент недоступен. После чего порой начинается генерация абсолютно бессмысленного бреда в стиле: «Это так, потому что я так хочу и вообще я так решил». Это словно как в фильме «Матрица» в человеке пробуждается Агент Смит. Он начинает повышать голос, впадать в истерику, терять над собой контроль и в итоге, если ничто не помогает защитить точку зрения, которую в его голову вложила система с пометкой «служить и защищать», спасается бегством, пребывая в невменяемом состоянии. Это запрограммированность.
Правду нельзя скрыть, она всё равно выйдет наружу, поэтому те, кто говорит, что якобы заговор нельзя держать втайне, учитывая количество вовлечённых в него людей, правы. Но можно сделать так, что люди, кому не полагается знать эту информацию, просто не будут воспринимать её. Поставить им в сознание блокировку не так уж сложно, учитывая человеческую психологию, например, отрицание неприятного.