Перед наступающим праздником 9 мая, мне попался в сети интересный ролик. Про побеги из немецких концлагерей и угоны самолётов я уже знаю случаи, но в случае с Михаилом Петровичем Девятаевым особенно интересны два момента.
Первый — побег был из немецкого концентрационного лагеря с острова Узедом, на котором проводились испытания ракет Фау-1 и Фау-2. Потом Девятаев помогал Туполеву разобраться с расположением на острове цехов их производства, чтобы воссоздать Фау-2. Также самолёт Heinkel-111, на котором состоялся побег группы Девятаева, нёс на борту радиоаппаратуру, использовавшуюся при испытании этих ракет.
И второй интересный момент — в плане выживаемости героя, который прожил, как кошка, 9 жизней. Давайте посчитаем.
Весной 2002 года Герой Советского Союза Михаил Девятаев дал последнее большое интервью, которые было записано на плёнку. Осенью того же года он ушел из жизни. 13 лет по неизвестным причинам кассета с двухчасовой записью лежала на полке, пока в 2015-м уникальная видеозапись не оказалась в распоряжении газеты «БИЗНЕС Online», которая с разрешения авторов интервью опубликовала самые интересные выдержки из записи.
Первую жизнь Девятаев израсходовал, когда попал в лапы НКВД ещё до войны по обвинению в передаче листа переписи немцам. Сам он называет это местью за то, что он упрекнул товарища, что он встречаться со немолодой рябой бабой, мог бы найти лучше. Она оказалась осведомительницей НКВД. Это весьма показательный момент, когда во время «Большой чистки» страны от врагов народа (троцкистов — прадедушек нынешних либералов) сводили личные счёты. Девятаева могли расстрелять, всякое тогда происходило, но отпустили.
Вторая жизнь была Девятаевым была израсходована, когда он получил ранение в ногу во время воздушного боя 23 сентября 1941 года, под Киевом. Он посадил самолёт практически в бессознательном состоянии, переливание крови ему сделали прямо на крыле самолёта.
Третья жизнь закончилась, когда его самолёт был сбит 13 июля 1944 года в бою под Львовом и он попал к немцам. Мог бы не выпрыгнуть из горящего самолёта, взорваться в нём или немцы могли его не брать в плен, а застрелить.
Четвёртой жизни Девятаева лишился, когда с другими военнопленными ехал в переполненном вагоне четверо суток. Его подозвал татарин, чтобы он сел к двери, где из щели дул воздух. Многие в вагоне задохнулись тогда.
Пятая жизнь Девятаева подошла к концу в лагере Заксенхаузен. До этого, 13 августа 1944 года, он пытался совершить побег с группой военнопленных-лётчиков из Лодзинского лагеря. Но беглецы были пойманы, объявлены смертниками и отправлены в лагерь смерти Заксенхаузен. Там лагерный парикмахер подменил у Девятаева нашивной номер смертника на лагерной робе на номер недавно умершего учителя и его отправили концлагерь на остров Узедом при ракетном центре Пенемюнде.
Шестая жизнь подошла к концу, когда у Девятаева уже на острове произошёл конфликт с местными криминальными элементами, которые вынесли ему отсроченный смертный приговор («десять дней жизни»), что вынудило его ускорить подготовку побега.
Седьмую жизнь Девятаев израсходовал 8 февраля 1945 года во время взлёта самолёта и побега от немцев, когда его пытались сбить. С ним вместе улетело ещё 9 человек военнопленных.
Восьмая жизнь Девятаева закончилась, когда его самолёт подбила советская зенитка и он посадил самолёт на поле.
Наконец, последняя девятая жизнь «висела буквально на волоске», когда его поместили в фильтрационный лагерь «Спецлагерь № 7» НКВД (бывший немецкий лагерь «Заксенхаузен»), где он подвергался допросам и проверкам во время разбирательств.
Двое других офицеров, совершивших с ним побег, были также отправлены в ОКР «СМЕРШ» 1-й Горьковской запасной стрелковой дивизии, где до конца войны оставались вне зоны боевых действий, ожидая подтверждения своих воинских званий. В то же время практически все остальные сбежавшие с Девятаевым на самолёте военнопленные погибли в боях, когда их дивизия пыталась форсировать реку Одер и чуть позже в боях за немецкий город Фалькенберг. (Прямо как в фильме «Пункт назначения» смерть забрала тех, кто был ей уже уготован). Только один остался жив, получил там же ранение. Получается, НКВД, возможно, спасло Девятаева, его могли убить в последние дни войны и последняя девятая жизнь бы оборвалась.
Очень интересная в этом плане история. Подобную историю на тему 9 жизней я как-то давно слышал в передаче про аварию советской подводной лодки уже во времена после ВОВ. Из оставшихся членов экипажа на ней (часть сразу эвакуировалась) выжил только один человек, израсходовав 9 жизней. Удивительные судьбы.
Есть ещё на тему везения в плане выживания история Фране Селака, родившегсоя в Югославии, который знаменит тем, что в результате несчастных случаев мог погибнуть семь раз, но каждый раз чудесным образом спасался. Кроме того, ему удалось выиграть в лотерею миллион долларов. Но тут доказательств чётких я не обнаружил, всё с его слов. Не факт, что кто-то вообще проверял его историю, может, это второй Мюнхаузен. С Девятаевым всё более чётко, я и другие подобные случаи на фронте, когда солдатам удивительным образом удавалось остаться в живых.