— Вась! — кричит паренёк, подойдя к околице одного из сельских дворов.
— Что? — спрашивает, высунувшись в окно, Вася.
— Пойдём Михайло бить!
— Пошто?
— Шибко умным стал!(Из рассказа о детстве Ломоносова.)
Начну свой рассказ о гопоте с воспоминания об одном из любимых её развлечений в эпоху 90-х. Сельская, да и приехавшая на летний отдых в село городская гопота любила собираться и идти через лес к железке. Там они швыряли камнями в проезжающие поезда. Причём, предпочитали поезда дальнего следования, а не электрички. Объяснение этому факту я получил следующее. Если электричка остановится, куча народа высыплет им давать люлей, а из поезда дальнего следования никто за ними не побежит, кроме машиниста.
Кидали камни, пустые бутылки, стремясь попасть в окна вагонов. У мелкоты сил не хватало добросить до окон и они часто попадали камнями и бутылками под колёса поезда. Старшие их за это ругали. Мол, так и поезд может сойти с рельс, кидать нужно только по окнам!
Когда не было чем кинуть в поезд, проезжающим просто показывали фак. Как-то я видел со стороны эту забаву гопоты. Картина была достойная увековечивания на полотне. Пацаны (были и взрослые среди них, и совсем мелкие) выстроившись в ряд, безмолвно, застыв как статуи с серьёзными лицами и протянув правую руку, показывали фак проносящимся мимо поездам. Зачем они это делали, какой в этом был смысл, я не знаю. Что-то из цикла: «Когда заняться больше нечем…»
Сельская гопота, замаскированная под ландшафт.
Гопота также очень любила класть что-нибудь на рельсы (чаще всего гвозди), а потом ждать поезда и смотреть, что останется от вещи, когда тот пройдёт.
Ещё вспоминается, как один пацан собирал костыли у железнодорожного полотна (это такие гвозди, которыми шпалы крепятся) и говорил, что потом разведёт костёр и выплавит из них себе меч, как у ниндзя. Уж не знаю, чем это у него закончилось, он не сказал, но и так ясно, что ничем. Для такого нужна совсем другая температура, чем в деревенском костре и навыки работы с ковкой, да и метал специальный.
После похода к железке гопота любила собираться у брёвен, где-то в километре от неё. Там происходили игры и драки.
Игры были самые разнообразные. К примеру, чеканка мячом. Проигравший должен, засунув между ног мяч, идти столько метров, сколько ему начеканят победители, и орать: «Я — пингвин, несу яйцо!» Но гопота не была бы гопотой, если бы игра этим заканчивалась. Пока проигравший так шёл, другие могли ему делать всевозможные подлянки. При мне пацан нёс «яйцо» метров 50. Почти донёс, но тут один гопарь нашёл алюминиевую вилку на дороге с наполовину отломанными зубцами и как тому пацану в задницу её всадит! Тот заорал и, естественно, «яйцо» выпустил из ног. Что ж, неси заново! Правила суровы.
Или брали большой гвоздь, приматывали резинкой или нитками к нему вороньи или куриные перья, так что получался дротик и кидали в друг друга. Одному парню попали у локтя, чуть руку им насквозь не проткнули, до сих пор шрам остался. Хорошо хоть вену не задели, а то кровищи бы было. Вспоминаешь так увиденное и думаешь, какая глупость…
Если же говорить о драках, то они были жестокими, злыми и беспричинными. Что там бои без правил, это детский сад по сравнению с теми боями гопоты, которые я наблюдал. Практически при мне одному мелкому пацанёнку костылём (что это такое, см. выше) пальцы на руке раздробили. А за что? Да, в общем-то, не за что, так просто.
Помню, был там один здоровый гопарь. Жирный, неповоротливый, ему можно было в рыло насовать ударов запросто, он и моргнуть не успел бы. Зато если он дорывался до тела противника, то, как говорится, мама не горюй! Наваливался всей тушей, ломал, мял, валял по земле… Прямо борец сумо, только деревенский.
«Гопари — это выродившийся вид, который, по сути вещей, подлежит только либо использованию, либо уничтожению. Потому что они ничего уже не смогут воспроизвести. То есть как часть единой нации они просто бессмысленны. Если они могут при этом прокормить свою семью, ладно, это мы еще стерпим. Но если ты просто тупо существуешь и при этом еще нам мешаешь — ну, извини, браток». (Из интернета.)
У брёвен также случались и танцы. Ну, а какие танцы без музыки? Никаких магнитофонов или магнитол я не видел тогда у гопоты. Может, их и приносили, я не так уж часто старался с ними сталкиваться, но при мне всё происходило следующем образом. Один из пацанов, забравшись на брёвна, орал оттуда матерные частушки, что-то вроде: «Здравствуй, дедушка Мороз, борода из ваты, ты подарки нам принёс, пидорас горбатый?» При это он пытался создать некий ритм. А внизу у брёвен гопота, как на танцполе, дрыгалась, пытаясь танцевать. Тогда зрелище мне казалось диковатым, но теперь я понимаю, что они были наверняка под действием наркоты. (Конопля прямо за посёлком на лесных полянах свободно росла, а уж бульбулятор из пустой пластиковой бутылки сделать — дело пяти минут.)
Мимо брёвен проходила дорога от дач к станции и сельским посёлкам. При мне случился следующий диалог! Трое мелких гопников отошли от брёвен и направились к станции. На повороте они увидели пацана, который стоял и кого-то ждал со станции.
— У тебя велосипед есть? — спрашивает один из гопников пацана.
— Нет.
— А нож есть? (гопота любила играть в ножички)
— Нет.
— У него зато пизда есть! — заржал другой гопник и они пошли дальше.
Для несведущих в сути этого диалога, поясняю. Дело в том, что гопота в округе любила собирать себе безвозмездную гуманитарную помощь. Иногда, правда, вещи возвращали их прежним хозяевам спустя время. Например, у одного парня экспроприировали «покататься» старый советский мотоцикл «Урал», когда тот приехал на нём к станции. Но через пару недель благородно вернули. Уже сломанный.
Сельская гопота, замаскированная под ландшафт.
В городе мне представилось тоже множество шансов изучить городскую гопоту. Немало историй произошло в школе.
Вспоминается, как училась со мной одна проблядушка (хитрая блядь, проныра). И я как-то услышал, как она рассказывала другим девкам на перемене историю. Она сидела во дворе со своей компашкой. Делать не фига им было, скучно и они придумали чисто гопатский способ развлечения и заработка карманных денег.
Увидев, молоденьких пацанов, лет по 14, эта проблядь (блядь самого низкого пошиба) подваливала к ним с елейным личиком к ним знакомиться. Ей было тогда лет 16. Пацаны зелёные ещё, знамо дело, с подлянками не знакомы. Дальше следовал диалог-разводилово. Типа: «Мальчики, можно я у вас пососу?» А те ей с радостью отвечали: «Конечно, давай!» Но это я условно написал, но смысл такой был диалога, шмара пытается заинтересовать пацанов.
Потом из засады подваливал ёбарь этой девки и начинал быковать: «Вы что к моей девушке пристаёте!» Пацаны начинали оправдываться, но ёбарь был непреклонен и требовал компенсацию или просто запугивал и наслаждался этим. Так они отбирали у «зелёных» пацанят копейки, которые тем удавалось сэкономить на школьных завтраках и ещё об этом потом с хвастовством рассказывали. Причём, самое интересно, это была публика не из бедных семей. Не мажоры, конечно, но и не беднота. Со мной учился парень, который попался на воровстве (поймали, когда крал магнитолу из машины, ну и ещё другие эпизоды были наверняка) и год на зоне пробыл, так он вёл себя скромнее в отношении окружающих и ни до кого не доёбывался.
У этой девки, как я потом узнал из интернета, родители владели частной школой! Это громко, конечно, сказано, просто какие-то кружки для детей. А сама она закончила педагогический институт. М-да…
Вот вспоминаешь и думаешь, а ведь гопота была, как не странно неоднородна. Были те, кто мог залезть в чужую квартиру или машину, подрезать кошелёк, занимался распространением наркотиков, но при этом они ни к кому не приставали. А были, наоборот, откровенные садисты, которые при этом ничем серьёзным не занимались из уголовки.
Вспоминаю так одного — ему бы в Гестапо или в пресс-хате работать — откровенный психопат. Он пришёл к нам в школу учиться в пятом классе, его выгнали из другой школы. Судя по тому, что пришёл он в середине четверти, натворил в прошлой школе этот пацанчик что-то серьёзное. Иначе хоть до конца четверти подождали с его исключением.
Сначала он стоял тихо у стеночки, изучая местные порядки и кто в классе «пахан». Потом стал воровать у одноклассников по мелочи, всякие точилки, карандаши. Я вот думаю, ну и дешёвкой же надо быть, чтобы копеечные вещи воровать. Причём он не был из материально бедствующей семьи, а из самой обычной. У меня был один одноклассник, которому даже жить с матерью в один из дней оказалось негде, в какой-то бомжатне приютились, и то он не воровал.
Начав с воровства, новенький пошёл дальше. Стал натравливать учащихся друг на друга, устраивая гладиаторские турниры, и потом наслаждался зрелищем. Забавно, что выигравшего в одном из таких турниров он сам потом отметелил. Дескать, этот «отморозок» хотел, чтобы другой победил. С криком: «Ты что его побил!», — он с размаха заехал победителю в глаз, так что у него сразу здоровый синяк образовался. Типа в качества приза.
Уже тогда я, видя это задумался, почему все это терпят, о психологии масс? Он ведь никому в классе не нравился, но его выходки все терпели. А потом я понял, что многие бояться последствий, поэтому даже тренированные бойцы в уличных драках часто проигрывают гопникам, готовым идти до конца, наплевав на всё. Гопота готова калечить, убивать, потому что их психика больна. А тут люди думают, как бы чего не вышло, как бы себе проблем не найти. Допустим, сломаешь ему нос и потом либо из школы исключат, либо он кодлу приведёт.Как-то так, наверное, многие и думают.
В основном гопников изображают в таком классическом виде, на деле они могли выглядеть и по другому. В данном случае я оцениваю суть человека и его поступков, а не просто внешний вид и характерный сленг. Гопота — это нечто гораздо более общее, чем просто субкультура с её атрибутами, для меня это в первую очередь образ мышления.
Вспоминается, рассказ о своём детстве охранника Ельцина, Александра Коржакова в книге «Борис Ельцин: от рассвета до заката». Он дал в челюсть местному хулигану и потом, когда тот ждал его со своей кодлой у школы, спускался по водосточной трубе из окна с противоположной стороны здания после уроков. Поэтому в индивидуальном порядке многие и не хотят связываться в таких случаях, а дружного коллектива нета, все сами по себе. Поэтому и в армии дедовщина процветала с попустительства офицеров.
Драться сам данный садист явно любил, но выбирал тех, кто был его слабее. Особенно обожал задираться с теми, кто учился в классах постарше, но не мог или не хотел ему отвечать. Так он самоутверждался. Но я ни разу не видел, чтобы он дрался в школе с кем-то серьёзного уровня. Встречая людей, готовых дать ему отпор, он трусил, как и многие подонки.
В 7 классе отморозок особенно разбушевался. В те же времена он начал заниматься боксом и нос у него стал расплющенным. Также зачем-то он отрастил длинные волосы и вставил серёжку в ухо. Апофеозом его деятельности стал один случай, когда он сначала побоями заставил одного пацана из нашего класса в туалете танцевать стриптиз перед ним и собравшейся толпой школьников, сняв трусы. Причём прицепившись к нему из-за какой-то ерунды. «Стриптизёр» этот, конечно, тоже странный, характера, видно, совсем не было. Уж лучше побили бы, чем такое унижение.
Но садист на этом не остановился, довольный произошедшим, он попытался там же в туалете заставить этого парня, «опустить» другого, как на зоне. Схватив другого пацана, и заорал: «А ты у него сосать будешь!» К счастью, тот парень смог вырваться и убежал. Прозвенел школьный звонок и все разошлись по классам.
Вспоминается, как на Украине группа садистов из добровольческого батальона в АТО проделывала подобное с пойманными пленниками, которых держали в подвале. При этом снимала всё на камеру. Некоторых из них потом судили в Киеве, видно слишком большой резонанс был.
Забавно было, когда потом пришла в школу мать пацана, которого садист заставил в туалете перед ним танцевать стриптиз и схватив его шиворот потащила к завучу. Причём волочила его по полу прямо за собой в коридоре — у него такое было испуганное лицо! Но это его не остановило в итоге, опять взялся за старое, получая огромное удовольствие. Вот таким он был, когда я его видел с 10 до 14 лет. После окончания 9 класса его выгнали из нашей школы и он переехал в другой район.
Незадолго до этого, я, находясь в магазине, видел через витрину, как этот садист шёл по улице в компании бритоголовых фашистов. (Он сам был блондином, поэтому, наверное, сошёл у них за истинного арийца, хотя рожа совсем не славянская, наверное, его папа был каким-нибудь чукмеком.) Смеясь, они что-то оживлённо обсуждали. Это была одна из наших последних встреч в жизни. Потом, согласно социальным сетям, он стал футбольным хулиганом, а не так давно поступил на работу в Росгвардию.
М-да, в 90-е этот садист был бы в составе одного из местных ОПГ, а теперь в Росгвардии. И ведь там даже и не проверяли его прошлое наверняка, ну, участвовал в драках футбольных фанатах, тусовался с фашистами — наоборот, хорошо, свой для системы, проверенный товарищ. Такие там сейчас нужны, видно.
Рядом со мной в магазине тогда стоял один пацан, который был связан с криминалом и занимался на районе мелким рэкетом. Он просматривал имеющиеся видеокассеты в отделе. Когда он увидел эту гоп-компашку, то презрительно на них посмотрел. Как на дерьмо. Так что это среди шпаны тот садист был герой, а в криминальном мире ему быстро бы указали его истинное место шестёрки, рядового быка.
Вот этот парень-рэкетир был тоже далеко не из бедной семи, у него компьютер был в 90-е, когда такая техника была лишь у избранных и стоила она очень дорого. Он ходил в кашемировым чёрном пальто, играя в бандита. И такого же плана у него и окружение было. Я его видел потом на улице в середине 00-х, спустя лет 8, он выглядел как оплывший мужик, типичное быдло в трениках, от былого лоска не осталось и следа.
Так что ошибочно думать, что на гопатский и криминальный путь встают люди только из-за безденежья или низкой окружающей культуры, плохих родителей. Откровенные садисты и психопаты могут быть из самых разных слоёв. Это психическая болезнь, а общество всё это не замечает, делая вид, что всё нормально, пока такой человек не попадётся на каком-то серьёзном преступлении. А потом люди только удивляются моральным уродам среди чиновников, ментов и прочих.
К примеру, у меня был один одноклассник, который демонстрировал психопатичные черты, хотя, конечно, не так описанные выше. Но ощущалось, то он не совсем здоров. В итоге узнаю недавно случайно от знакомых — он отправился на зону, уже вторая ходка. Первый срок был за нанесение тяжких телесных повреждений, а второй — за убийство собутыльника. Таких людей сразу видно ещё в детстве. И я согласен с выводом известным итальянским психиатром Чезаре Ломброзо, что склонность к преступлениям наследуется. Это определённая шизофрения, а она наследуется. В том я убедился на множестве примеров из жизни. Моральное уродство и девиантное поведение передаётся от родственников, даже если ребёнок их никогда не видел. Может перейти не от отца, так от деда.
Кстати, раз уж я упомянул наркотики, стоит рассказать, как ими торговали в школе. Передача наркотиков происходила буквально мгновенно прямо в школьном коридоре. Я своими глазами это видел. Клиент держал в кулаке свёрнутые деньги и передавал незаметно продавцу, тот сразу зажимал их в своей левой руке, не считая. В правом кулаке у продавца уже был зажат пакет с наркотиком (например, ампула) и он сам мгновенно совал его в карман покупателю. Занимала сделка буквально пару секунд. Тогда и закладки были не нужны, можно было так передавать, никто в школе ни за чем не следил. Тебя там могли убить, покалечить изнасиловать и никто из учителей и глазом бы не повёл, всем было пофиг.
Хотя не скажу, что торговля наркотой в школе шла массовая, кому нужно, удобней было во дворе или в подъезде передать. Но порой случалось и в школе. Что за наркота была, не знаю, не интересовался, мне она не нужна, но потом на школьном дворе за трансформаторной будкой шприцы валялись. Я тогда про себя думал, и зачем люди это дерьмо себе колят, неужели, заняться совсем нечем.
И эта школа была ещё с такими учениками, которые не так сильно были люмпенизированы, хотя учились также дети из совсем бедных семей. Что же творилось там, где процент выходцев из низов, низкосоциальных семей с родителями зеками и хроническими алкашами, был гораздо больше… Вспоминаешь так, сколько же злобы было в людях в 90-е, а ведь сколько десятилетий их советская власть учила какой-то морали с помощью мультфильмов, фильмов, наглядной агитации. И всё рассыпалось в момент, отовсюду вылезли агрессивные скоты. Значит, они и раньше были, только жили затаившись, изображая из себя добропорядочных граждан.
В конце стоит упомянуть о внешнем стиле характерном для гопников. Классический их образ — спортивный костюм Адидас с тремя полосками, часто чёрный, кепка, кроссовки (часто белые) и кожаная куртка, накинутая на костюм. Мода, согласно времени. В спортивном костюме удобно двигаться при драках, а с куртки легко смыть кровь.
Бандиты посерьёзней в 90-е носили чёрные брюки с кожаными куртками или вместо них чёрные пальто. Помню, как-то я был у родственников в конце 90-х. У них под окнами располагался большой одноэтажный склад и гаражи, а за ними вдалеке был пустырь и заброшенный дом. Туда подъехало машин пять и оттуда как раз вышла такая публика, мужики лет по 30-35 спортивного вида, все в чёрном и на «стрелке» что-то обсуждали.
В плане причёсок в 90-е у низкосортной гопоты была модна стрижка под «братка» только что вышедшего с зоны, хотя не у всех. Из тех, кого я видел, так обычно стриглись только деревенские. В 00-е гопники стали носить уже обычные стандартные стрижки.
Голос у гопников довольно низкий, гогочущий. Речь нахально самоуверенная. Очень любят орать громко матом. Не применить крепкое словцо по делу и к месту и не использовать мат как связующее звено в речи, а именно громко орать. При этом лексикон их довольно скуден и даже материться они толком не умеют, выучив несколько слов, вроде: «ебало», «нахуй», «бля» и применяя их на каждом шагу по поводу и без.
«Самый быстрый способ обратить на себя внимание — сказать или сделать глупость». (Народная мудрость)
Среди девок-гопников я бы выделил два подвида:
Гопницы обыкновенные — просто типичные быдло-тёлки. Разговаривают как хабалки, имеют низкую социальную ответственность. Внешне могут выглядеть по разному, могут и следить за сбой в молодости, пока не пропили свою внешность. Среди парней отдают предпочтение таким же гопникам с криминальными наклонностями, которых считают настоящими мужчинами.
Второй вид — те, кто выдаёт себя за каких-то неформалок. Это по сути те же яйца только в профиль, как говорится. Отличия могут быть только какие-то внешние, определяющие принадлежность к определённой молодёжной субкультуре. Такие экземпляры легко встретить, к примеру, в центре города, где бомжатского вида старлетки орут пьяным голосом, матерясь через слово: «Подайте панкам на водку!» Также их можно увидеть среди музыкальных отбросов, играющих на улице. Там они бегают с шапкой, пытаясь выбить из прохожих полтос или сотню.
Вариантов счастья для такой гопоты в результате может быть немного:
— небо в клетку — друзья в полоску
— и/или потеря здоровья
— дырка в голове определенного калибра.
В последний раз я встретил гопников в начале 2010-х у трёх вокзалов. Парни явно приехали откуда-то из провинции в столицу и вели себя так, как будто на машине времени переместились лет на 10 вперёд. Подошли, стали грузить каким-то разговором ни о чём, заговорили про зону, про понятия. Как я понял, они искали кого-то, кого можно было бы потрясти на «бабки». Может, это были наркоманы. Выглядело всё это диковато и я просто не стал с ними разговаривать.
И после этого, когда кто-то говорит про «святые 90-е», про то как там было хорошо, как там было много свободы (либеральная шваль любит такие сказки), то это вызывает у меня лишь презрительную усмешку. Ага, свобода для подонков делать, что им хочется, упиваясь своей безнаказанностью, как на бытовом, так и на государственном уровне. Свобода для террора населения, которое либеральные космополиты ненавидят лютой ненавистью.
То, что описано в этой статье, — лишь микроскопическая доля того ужаса, который происходил тогда в стране. В Москве где угодно, даже в центре на людной улице днём, например, на Арбате, к тебе могли подойти и попытаться ограбить. При этом совершенно необязательно это были типичные бандиты в спортивных костюмах. Не было никакого удивления, когда, например, заходишь в одну из подворотен по пути через дворы и видишь там кучу гильз и кровь. Когда на обменный пункт валюты, который находится прямо рядом с твоей работой, через стенку, происходит вооружённый налёт. И это не окраина, а центр — один из оживлённых проспектов и солнечный будний день. Вот в такой атмосфере тогда жили люди и росли дети. А потом некоторые удивляются, откуда столько моральных уродов в обществе.