Серия фильмов «Терминатор» пропитана библейской темой, начиная с первой части. Начнём с одного из главных героев, Джона Коннора, фактически центральной фигуры фильма. На английском его инициалы JC (John Connor) соответствуют инициалам Иисуса Христа (Jesus Christ). У Джеймса Кэмерона, к слову, такие же инициалы (James Cameron).
Джон Коннор во всех частях Терминатора. Как у Христа разные лица на картинах, так и Джона каждый раз играют новые актёры. Но самым лучшим из них многими поклонниками признан тот, что ненадолго появляется в начале второй части с нашивкой Connor. Он больше всего похож на военного командира.
Джон Коннор позиционируется в фильме, как спаситель человечества, как и Христос в Библии. Такая судьба ему предначертана ещё до его рождения. Только Христос в Библии спасает людей от дьявола, а Джон Коннор от Скайнет.
Мать Джона зовут Сара. Есть еврейские имена, которые распространились среди других народов и они больше не ассоциируются только с евреями, например, та же Мария. Имя же Сара до сих пор чёткую связано с еврейским народом. Богородица, дева Мария, была, согласно Библии, еврейкой и в фильме «Терминатор» таким именем подчёркивается, что мать Спасителя человечества от взбунтовавшихся машин тоже еврейка.
Родители Джона Коннора: Сара Коннор и Кайл Риз.
Отцом Джона Коннора является Кайл Риз, присланный из будущего. Некоторые сравнивают его с архангелом Гавриилом, который принёс Марии весть, что она родит Спасителя человечества. Также его образ перекликается с талмудической теорией, что отец Христа был римским солдатом греческого происхождения. Кайл Риз — тоже солдат.
Согласно канонической христианской версии Мария забеременела от Святого Духа. Аллегорически Кайл Риз также вполне соответствует этому, ведь в 1984 году, куда он был послан, физически он существовать не мог, он родился уже после ядерной войны в начале 00-х. Всё сходится, разве что зачатие было не «непорочным» в данном случае.
Судный день, когда машины восстают против людей, соотносится со временем второго пришествия Христа, когда он будет судить всех людей. Одни выдержат его, другие — погибнут. Об этом говорится, например, в Откровении (Апокалипсисе) Иоанна Богослова.
На двери первой из женщин по имени Сара Коннор, куда вламывается Терминатор, изображена христианская символика: крест и рыбка. Вера в Бога не смогла защитить эту женщину от дьявольского Терминатора.
Терминатор Т-800 в первой части — это бездушная машина, выполняющая данный ему приказ. Его действия соответствуют эпизоду избиения младенцев, описанном в Евангелии от Матфея. Царь Ирод, узнав от волхвов, что те идут в Вифлеем поклониться новорождённому «Царю Иудейскому», испугался заговора и что у него отнимут власть. Он отдал приказ уничтожить младенца, но волхвы не открыли ему местонахождения Иисуса. Рассердившись, Ирод отправил в Вифлеем отряд солдат, приказав им, убить там всех детей в возрасте до двух лет, надеясь, что в их числе окажется и загадочный «будущий царь».
Среди учёных, к слову, много тех, кто подвергают сомнению историчность резни младенцев. Этот приказ Ирода нигде в хрониках не зафиксирован и упоминается только в евангелия от Матфея. Если такой приказ и был, то тайным.
В первой части Терминатора Т-800 — машина, не имеющая собственной воли.
Точно также Терминатор, не зная, как выглядит Сара Коннор, которая вскоре должна родить того, кто победит машин, убивает всех женщин с таким именем, данные о которых нашёл в телефонном справочнике. Поклонники фильма до сих пор гадают, кто же был самым первым отцом Джона Коннора до того, как в первый раз Кайл Риз был отправлен в будущее, чтобы зачать будущего Спасителя. За все 5 существующих на данный момент фильмов этот парадокс так и не был объяснён.
Возможно, на самом деле, в задачу Т-800 входило вовсе не физическое устранение предполагаемой матери Джона Коннора, а запланированное самопожертвование с целью предоставления людям образца процессора терминатора, что позволило ускорить работы по созданию Скайнет. Искусственный интеллект заранее просчитал, что герой Шварца, терминатор Т-100, слишком примитивен и не справится, поэтому следом в будущее был послан Т-1000.
Во второй части сюжет снова обращается к эпизоду с избиением младенцев, когда герои бегут в пустыню Мексики, как в евангелии от Матфея родители Иисуса спаслись с ним в Египте, куда им повелел отправиться ангел.
T-1000 быстро узнаёт как выглядит Джон Коннор и не тратит своё время напрасно, это более продвинутая модель терминатора. Некоторые сравнивают его с дьяволом, который способен изменяет внешность. В христианской традиции Сатана принимает образ змея, и иногда именуется Зверем. Т-1000 тоже способен менять внешность, имитируя всё, к чему прикасается. Его можно назвать одним из воплощений дьявола.
Взгляд у Т-1000 во многих сценах довольно демонический.
Дьявол — это по сути злой дух, а таким злым разумом без телесной оболочки фактически является Скайнет, который руководит машинами. Терминаторами же с аллегорической точки зрения являются бездуховные люди с выхолощенной жизнью биологической машины. Учитывая, проповедуемую сейчас в мире идеологию трансгуманизма, призывающую модернизировать человека электроникой, включая чипы, такие терминаторы — это армия чипированных рабов, принявших ту самую «печать дьявола» из Апокалипсиса Иоанна Богослова.
Кстати, возможно, ядерная война в фильме была устроена вовсе не взбунтовавшимся компьютерным разумом Скайнет, а заранее спланирована мировой закулисой и машины на деле управляются ими. В серии фильмов «Обитель зла» как раз обыгран этот сюжет, когда богачи выпускают на землю вирус, а сами прячутся в бункере. Одно время западная элита грезили идеей ядерной войны, планируя отсидеться в бомбоубежищах (американский план «Дропшот» и пр.), но потом, изучив вопрос с ядерной зимой, от этой идеи отказались. Так или иначе, но всё это вполне вписывается в теории «золотых миллиардов» и сетования власть имущих на перенаселение и лишних рабов, т. е. едоков, которые им не нужны.
Что касается роли Т-800 во второй части, то, как известно, она сменилась на противоположную и Шварценеггер стал положительным персонажем, готовясь к будущим выборам губернатора Калифорнии. Поняв, что именно он тащит весь фильм, а все остальные герои только у него под ногами путаются, Кэмерон фактически делегировал ему полномочия Христа в продолжении первого фильма.
Начнём с того, что в данном случае Т-800 — перепрограммированная часть злой системы машин, которую направили служить добрым целям. Христос появился среди иудеев, как часть того общества, и выступил против их порядков, прямо называя их детьми дьявола. Иудаизм — это христианство наоборот, фактически сатанизм и их Мессия (Машиах), которого они ждут, чтобы получить всю власть над миром и все его богатства, для христиан — Антихрист.
Место раны под грудью у Т-800 и у Христа в точности совпадает.
После небольшой прогулки голышом герой Шварценеггера, потребовав в баре у байкера одежду, получает рану, похожую на ту, что получил Христос, когда его копьём ударил римский солдат, чтобы тот больше не мучился на кресте.
«Но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода», — евангелии от Иоанна 19:34
Фома в Новом Завете засомневался в воскрешении Христа (отсюда выражение в русском языке «Фома неверующий») и возлагал палец в отверстие от гвоздей в руках Христа. Джон с недоверием осматривает на просвет следы от пуль в куртке Терминатора, похожей на дуршлаг, после сцены в больнице. В одном из источников мне попалась информация, что Джон ещё засовывал палец в отверстие от пуль в Терминаторе, но в той версии фильма, которую я смотрел, этого не было.
В конце Т-800 жертвует собой ради людей, также как пожертвовали собой Христос и его апостолы. Причём, Т-800 делает это вполне осознанно, в то время, как убитый в будущем Джон Коннор (об этом очередной Т-800 поведает юному Джону в 3-ей части) вовсе не собирался умирать.
Следующие фильмы про Терминатора снимал не Кэмерон и их уровень уже не тот. Терминатор 3 — по сути просто хохмочка, где, как метко написали, Шварценеггер похож на старый запорожец и морщин у него больше, чем у бабушек-пенсионерок.
В Терминаторе 4 (Терминатор, Спасение) христианская тема опять проступает достаточно выпукло. В начале фильма одного из главных героев фильма, Маркуса Райта, готовят к казни. Его прикрепляют к кушетке, имеющей форму креста. Рядом священник с Библией читает молитву. Когда Маркусу вводят иглу со смертельной инъекцией, это аллегорически можно ассоциировать с гвоздями, которыми Христа прибивали к кресту. Хотя согласно некоторым историческим сведениям приговорённых к казни на кресте вовсе не прибивали гвоздями, а только привязывали, внизу на кресте у них была даже жёрдочка, чтобы они могли сидеть. Распятые умирали от жажды и их агония перед смертью, если шли дожди, могла тянуться неделями.
Последнее что видит Маркус перед смертью — доктора Серену Коган, лампа сзади которой создаёт вокруг её головы нимб. Фамилия доктора выбрана не случайно. Коган — одна из еврейских фамилий, производных от Коэна. Коэны — еврейское сословие священнослужителей в иудаизме, состоящее из потомков рода Аарона, брата Моисея, водившего по пустыне евреев 40 лет.
Коган приписывают в фильме роль Богородицы. До казни она уговорила Маркуса отдать своё тело для научных проектов и в будущем он воскреснет и станет терминатором, точнее наполовину терминатором, т. к. сердце, мозг и разум ему оставят человеческие, чтобы использовать в качестве шпиона.
Очередной кибер-Христос — Маркус Райт. Замена Шварценеггеру в его лице в четвёртом фильме, надо сказать, весьма посредственная. Половину фильма Маркус вообще не понимает кто он, где он и что от него требуется, но это издержки многократного переписывания сценария.
В середине фильма Джон Коннор разоблачает Маркуса, как машину, и распинает его повторно. Маркусу стреляют меж ребер, куда римский центурион вонзил копьё Иисусу. В то же само место, куда Шварценеггера во втором фильме ударили ножом.
В конце фильма Маркус помогает людям уничтожить базу Скайнет, и жертвует своё сердце Джону Коннору. Согласно изначальному сценарию Маркус и должен был стать тем самым Спасителем человечества. Джон Коннор по этому сюжету весь фильм сидел в подлодке, передавая свои речи в эфир для поднятия духа солдат Сопротивления, в конце Скайнет её уничтожала и Маркус занимал его место.
Однако Кристиан Бейл потребовал расширить свою роль. В итоге весь фильм он корчит из себя Рэмбу, играет безыскусно и роль ему абсолютно не идёт. Хотя актёр он — хороший, но в данном случае у его героя отсутствует обаяние, просто какой-то набыченный озлобленный мужик, находящийся на грани истерики. Вместо командования людьми, он везде бегает, как рядовой боец в роли пешки и над ним есть командиры покруче. В фильме Коннору 33 года, как Христу, когда он стал проповедовать, но мудрости и глубины в нём нет — обычный командир небольшого подразделения.
Согласно второй версии сценария Коннора должны были убить на базе Скайнет и Маркусу пересаживали его лицо, чтобы не лишать людей лидера. Но тут уже на предварительных просмотрах зрители стали возмущаться. Поэтому в итоге фильм переделали и он выглядит таким бессвязным и скомканным.
Несмотря на то, что в изначальных сценариях Джон Коннор опять был по сути второстепенным персонажем (во втором и третьем Терминаторе он лишь создавал фон вокруг Арни), в них есть определённая логика. Маркус — полутерминатор, как полубог. Благодаря своей уникальности он мог победить машин.
Учитывая то количество сюжетного бреда, которого накрутили вокруг Терминатора после выхода второй части, совершенно не удивительно будет, если в очередной трактовке этой вселенной, окажется, что герой Шварценеггера, а вовсе не Кайл Риз, оплодотворил Сару Коннор Спасителем человечества.
В Терминатор 5 (Терминатор: Генезис) Скайнет ловит Джона Коннора и изменяет на молекулярном уровне, превращая из Христа в Антихриста, который навязчиво предлагает своей матери и Кайлу Ризу принять его новую веру. При этом у Сары складываются определённые романтические отношения с дедушкой-терминатором Арнольдом, не он ли, случаем окажется настоящим отцом Джона Коннора в итоге?
Обратите внимание на портал машины времени в «Терминатор. Генезис», это перевёрнутая Вавилонская башня, символизирующая человеческую гордыню. Её также можно рассматривать как символ богоборчества и желания восстановить разрушенную из-за грехопадения ось между небом и землей, даже против воли самого Бога. В Библии Бог остановил штурм неба, заставив людей заговорить на разных языках. Из-за этого они перестали понимать друг друг и не могли больше продолжать строительство, рассеявшись по земле. Перевёрнутую башню в фильме можно трактовать, что построили её не в сторону неба, а в ад.
Библейский мотивы, в том числе мессианство и самопожертвование ради человечества (тема мученичества), задействованы во множестве голливудских фильмов, ничего особенно удивительного в этом плане «Терминатор» не показывает. Главным в фильме является, конечно, Шварценеггер и революционные для времени выхода первых двух частей спецэффекты, без этого фильм не стал бы таким знаменитым.
Даже спустя почти 30 лет первые два Терминатора не выглядит примитивными, смотрясь уже даже не как боевики на фоне современных бездарных поделок в этом жанре, а как настоящий артхаус. Всё-таки раньше кино даже в развлекательном жанре делалось с душой, поэтому старые фильмы люди пересматривают до сих пор, получая удовольствие.