Кино

О деградации современного кино

18.08.2020

По-моему, с приходом нового тысячелетия фильмы просто постепенно разучились снимать. Некоторые выдвигают версию, что просто всё уже снято. Но это такой же бред, как наивные обывательские измышления про то, что всю музыку уже написали, т. к. «всего 7 нот». Хотя тонов, извлекаемых из музыкальных инструментов, может быть огромное количество, в зависимости от мастерства музыканта и конструкции инструмента. Некоторую восточную музыку, к слову, даже нельзя записать европейскими нотами. Также может быть огромное количество вариаций в работе со звуком, набором инструментов.

Также и цветов не 7 (КОЖЗГСФ) и не 3 (RGB) и не 4 (CMYK), а намного больше! При работе с графической информацией мы пользуемся палитрой из миллионов цветов. Наши уши различают звуки в диапазоне от 16 до 20000 Гц. Если добавить к этому обоняние, вкусовые и тактильные ощущения, получится огромнейшее разнообразие информационных импульсов, которые может воспринимать, хранить и обрабатывать наш мозг.

Парадокс киноиндустрии в том, что технологии становятся всё круче, возможностей для создания фильмов больше, а сами произведения всё более выхолощенными и примитивными. Может быть это происходит потому, что чем умнее становятся машины, тем глупее человек?

Мир вокруг вообще состоит из атомов, отличающихся разным количеством протонов и нейтронов в ядре и электронов на орбите, однако это не мешает быть ему разнообразным. Я уже не говорю про основу основ современного компьютера — двоичный или бинарный код, когда информация внутри компьютера хранится и обрабатывается в виде длинного кода, состоящего всего из двух символов, 1 и 0. Он похож код Морзе, в котором двумя символами (длинный и короткий импульс) шифруются буквы для передачи текстовой информации.

В компьютерах в форме бинарного кода хранятся не только текстовые данные, но и программы, музыка, изображения и даже видео. Перед выводом информации на экран, в аудиосистему или с помощью распечатки, компьютер «переводит» её на понятный для человека язык. Но внутри компьютера она хранится и обрабатывается исключительно в виде двоичного кода.

Поэтому, когда из микрочастиц создаются огромные Вселенные, нескольких цифр позволяют хранить и обрабатывать огромные массивы данных, а какой-то Вася заявляет что в искусстве с его огромными выразительными возможностями — «всё уже создано», хочется просто прикрыть лицо рукой. Если у человека в голове примитивный процессор, которые не тянет ничего, кроме выполнения простейших операций, например, кидать пищу в рот, и не в состоянии выполнить более сложные расчёты — это проблема слабой соображалки такого индивида, а не отсутствия возможностей. Просто на такую примитивную ОС невозможно установить сложные ресурсоёмкие программы, в том числе для творчества.

Вопрос про искусство — это не только про что, но и как. То есть тут важен не столько сюжет, который часто банален и его можно в двух словах пересказать, а как он воплощается. К примеру, фильм «Не пойман — не вор» с Луи де Фюнесом — кино про провинциального браконьера, за которым гоняется разиня-полицейский. Вот и весь сюжет. Но как фильм отыгран знаменитым комиком — любо дорого смотреть!

Одну и ту же сцену можно сыграть так, что это не произведёт никакого впечатления или, наоборот, тебе захочется пересматривать её много раз. Можно одну и ту же песню пропеть красивым голосом или сиплым и блеющим, как у козла, фальшивя и не попадая в ноты. Песня-то одна и та же — но исполнение разное.

Те же комедии Гайдая только, на первый взгляд, кажутся лёгкими и воздушными, подумаешь актёры дурачатся, так любой может. На самом деле, это плод титанического труда и кропотливой работы. Гайдай снимал каждую сцену с секундомером в руках, и потом скрупулезно монтировал фильм так, чтобы он «не сыпался», а смотрелся буквально на одном дыхании.

Великолепная троица – Трус, Бывалый и Балбес. Старые фильмы развлекательного жанра далеко не так просты, как это может показаться.

Даже старые западные боевики только на вид примитивны, на самом деле они хорошо продуманы: запоминающиеся сцены, образы героев, подходящая музыка, энтузиазм, который исходил от актёров и режиссёров — всё это создавало увлекающее зрителя полотно, особую атмосферу. В современных боевиках, демонстрирующих экшн, увиденное ничем не цепляет, т. к. всего того, что было в старых фильмах, просто нет. Есть лишь внешнее сходство сюжета — беготня, стрельба, приправленные там где надо и не надо компьютерными спецэффектами.

В итоге выходит стандартная жвачка с кино-конвейера, которую без интереса посмотрел и забыл — ничего в душе она не оставляет. Это как фильм «Брат» сравнить с современными сериалами про ментов и бандитов. Вроде бы тоже про криминал, но весовые категории абсолютно разные. «Брат» — это фильм про город Санкт-Петербуг, про время 90-х и про героя того времени. Там много интересных отсылок, вроде немецкого бомжа Гофмана, олицетворяющего дух старого города, однофамильца известного сказочника и одного из архитекторов Петербурга. Хотя Балабанов делал боевик, в итоге получилось всё равно многослойное полотно. А современные ментовские сериалы — это просто примитивная тележвачка.

Нынешнее западное кино так сильно деградировало, на мой взгляд, по трём причинам:

1) появление обилия компьютерных эффектов, которые стали внедрять везде, не зная чувства меры. Поэтому пропала реалистичность. Далеко не везде они ещё и качественно сделаны, в итоге фильм превращается в какую-то компьютерную игру.

2) полное закабаление индустрией режиссёров и актёров, которые превратились из людей с творческими амбициями в обычных клерков, которые ходят на работу и думают только о зарплате и карьере. Тех, кто пытается что-то вякнуть, просто увольняют без церемоний, свято веря, что компьютер всех заменит.

3) отвратительная пропаганда гностицизма и идей новых левых. Персонажи теперь создаются согласно квотам, чтобы обязательно в фильме были цветные меньшинства, представители секс-секты ЛГБТ, сильные феминистки и пр. Если, к примеру, негру нет места в сюжете, его туда всё равно всунут, сделав им какого-нибудь исторического или культурного персонажа, который им быть никогда даже не мог.

Естественно, зрители всё это видят и не хотят смотреть халтуру и агрессивную левую пропаганду. Духовная пища стала напоминать химическую в супермаркетах. Кто помнит вкус настоящей еды, только морщится от того обилия химических муляжей, которые продают под видом продуктов в магазинах.

Даже если идеи для сценариев закончились, хотя можно извлечь множество интересных концепций для них из окружающей жизни, полно неохваченных кинематографом литературных произведений и исторических событий. Но за что бы не брались сейчас кинематографисты, получается обычно унылое говно, т. к. они больше не могут создавать для людей привлекательные иллюзии параллельных реальностей кинематографических миров.

Многие люди теперь уже даже в кинотеатры не ходят, не покупают фильмы на носителях и даже не скачивают на торрентах, а смотрят потуги киношников в небольшом окошке онлайн-кинотеатра на смартфоне или компьютере. Индустрия потеряла доверие зрителей, раз за разом их разочаровывая, как с убитой в 00-е и 10-е франшизой «Терминатора».

Чем больше кинобоссы делают «перезагрузок» старых сюжетов, переснимая ставших классикой фильмы, тем более убого выглядят их потуги и меньше интереса к ним у зрителей. Я вот, к примеру, вообще перестал интересоваться новостями о новых фильмах. Если бы их вдруг вообще перестали выпускать, я даже не обратил бы на это внимания. Даже количество просмотренных за год фильмов у меня давно упало. И читая отзывы в интернете, я заметил, что о подобном пишут немалое количество людей.

Ещё лет 20 назад многие изучали телепрограмму, подбирая фильмы, которые смотрели с надоедливой рекламой, покупали видеокассеты и менялись ими. Сейчас достаточно зайти в интернет, чтобы там посмотреть фильм онлайн или скачать в хорошем качестве, но даже не хочется тратить на это время. За целый год я могу посмотреть всего несколько фильмов, да и то не новых, при этом не испытывая к кино особенной тяги. Как хорошо написали в одном комментарии:

«Сейчас больше тратишь времени на подбор фильма, чем на его просмотр».

Это абсолютно точно отражает ситуацию. Если раньше было столько фильмов, что зритель даже терялся, с чего начать просмотр, то сейчас, наоборот. Даже если попадается какой-то неплохой современный фильм, который как глоток воздуха в затхлой помещении, он, как исключение подтверждающее правило, только усугубляет общее впечатление от сегодняшней киноиндустрии.

Пробовал несколько раз целый день смотреть новинки и после их просмотра вообще никаких приятных эмоций не оставалось, какой-то информационный комбикорм, который тебе в голову забивают. Даже для рецензии об этих фильмах написать особенно нечего.

Этот кризис индустрии по сути возник благодаря её хозяевам, т. к. в киношной системе не осталось места личностям, а послушные вышколенные марионетки не способны сделать что-то по-настоящему стоящее и захватывающее. Для масштабных произведений нужны масштабные личности, а такие люди не будут плясать под чужую дудку, у них есть характер и своё мнение.

В киноидустрию раньше люди стремились из-за больших денег и славы, но тогда в них было что-то ещё, какие-то творческие амбиции, которые заставляли их бороться в этом бизнесе за право высказаться. Благодаря этому получались хорошие фильмы. Сейчас это исчезло. Новое поколение актёров и режиссёров — совсем другое, они — конформисты.

Конечно, оптимисты могут рассуждать, что кризиса в кино нет, просто развитие и т. д. Но на самом деле это никакой не оптимизм, а эгоцентризм. Оптимизм, это когда стоя перед неизвестностью, ты делаешь негативный или позитивный прогноз. А когда негативные тенденции абсолютно чётко прорисовываются, то это уже не оптимизм, а просто отрицание не нравящейся реальности. Человеку становится внутренне дискомфортно, когда что-то вокруг происходит не так и он отрицает это для себя, чтобы сохранить свой душевный комфорт, иначе придётся с этим знанием жить

Режиссёрами становятся бывшие рекламные клипмейкеры, а актёры ходят сниматься на съёмочную площадку, как клерки на работу в офис. Они свою душу не вкладывают в работу или душа у них слишком мелкая, вот и фильмы бездушные выходят, а когда ты их смотришь, ты это чувствуешь. Вернее, правильно сказать, ты ничего не чувствуешь, никаких эмоций от просмотра и послевкусия. Так, что-то синтетическое пожевал, массу какую-то, а компьютерные эффекты — это усилитель вкуса, типа добавок «Е».

«Кино — это занятие для профессионалов. Просто стыдно видеть, как все вокруг вдруг захотели стать режиссёрами… От откуда кризис в кино! В профессию рвутся бесполезные, бездарные люди, дураки к тому же». Ален Делон

Если раньше актёры и режиссёры бунтовали против индустрии, спорили с продюсерами, у них были какие-то творческие амбиции, то нынешнему послушному поколению вообще всё это не понять. Зачем кусать руку, которая тебя кормит, когда тебе хорошо платят и делают тебя звездой? Что ещё надо? Когда вместо души возникает пустота, заполненная лишь активным потреблением, то наступает духовная слепота. Человек просто перестаёт понимать то, что раньше другим казалось очевидным.

Сейчас на виду только те, кто готов быть послушным. А если кто-то пытается гнуть свою линию против установившихся порядков, его тут же убирают из поля зрения общественности с помощью культуры отмены, перестают снимать, разрывают контракты. Попал в чёрный список — ты без работы.

Потому что раньше делали ставку на людей-кинозвёзд, которые приносили деньги со сборов воротилам кинобизнеса, под них боссы вынуждены были подстраиваться, с их капризами считаться, а сейчас главным персонажем кино стали технологии, а люди обесценились, да и тем, кто снимает фильмы, проще приучить зрителей к чему-то бездарному как к норме и гнать шлак, чем пытаться удивить, создавая качественный контент. Поэтому и такие тенденции и героям новых фильмов больше не сопереживаешь как-то.

Фактически люди в современном мире превратились в точно такие же синтетические продукты, как элементы нынешней культуры и искусственная еда. Те, кто постарше ещё сравнивает что было и что стало, у них есть такая возможность в виду жизненного опыта. А у тех, кто помладше такой возможности уже нет, ведь они другого просто не видели, кроме того бездушного искусственного мира, который им сейчас навязали.

Поэтому рассуждение, что всё давно снято, сыграно, написано — от лукавого, можно придумать миллион различных вариаций. На самом деле вся суть в том, что проще делать халтуру на конвейере с помощью компьютерных технологий и постепенно приучить большинство людей, что это норма, это надо потреблять, чем напрягаться с какими-то творческими поисками. Это новая бизнес-модель киноиндустрии. Пока она буксует, т. к. старые зрители воспринимают её в штыки, а новых надо еще вырастить, но её всё равно продвигают, наверное, с прицелом на будущее.