Великая страна утомилась от «Утомлённых солнцем-2» ещё до их выхода на экраны.
На кремлёвскую премьеру долгостроя Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем-2: Предстояние» было не так просто попасть, но, судя по цунами негативных отзывов о фильме, обрушившемся на нас в последующие несколько дней, его посмотрели все, кто хотел.
Так или иначе, у меня нет ни малейшего желания пристраиваться к тем, кто так яростно поносит творение Михалкова. Неважно, насколько аутентична картина с точки зрения истории. Её проблемы, вернее, проблемы её создателя, масштабнее и глубже.
У меня в последние годы на всё находятся цитаты из чеховской «Чайки». Вот и здесь сам собой всплывает монолог Треплева из второго действия: «Это началось с того вечера, когда так глупо провалилась моя пьеса… Если бы вы знали, как я несчастлив! Ваше охлаждение страшно, невероятно, точно я проснулся и вижу вот, будто это озеро вдруг высохло или утекло в землю.
…Пьеса не понравилась, вы презираете моё вдохновение, уже считаете меня заурядным, ничтожным, каких много… Как это я хорошо понимаю, как понимаю! У меня в мозгу точно гвоздь, будь он проклят вместе с моим самолюбием, которое сосёт мою кровь, сосёт, как змея…»
Михалков выпрашивает у жюри в Каннах Пальмовую ветвь.
«Тот вечер» случился не в апреле 2010 года, а много раньше — в мае 1994-го, когда на Каннском фестивале Никита Михалков «споткнулся» о «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино, получившее тогда «Золотую пальмовую ветвь». Не помогло даже то, что в жюри фестиваля сидел Александр Кайдановский, снявшийся у Михалкова в «Свой среди чужих, чужой среди своих».
После объявления победителей Никита Сергеич устроил на пресс-конференции форменную истерику. Он кричал, что каннское жюри, цитируя уже гоголевского Городничего, «сосульку, тряпку приняло за важного человека». Что время их рассудит: о Тарантино скоро все забудут, а вот его «Утомлённые солнцем» — на века.
Но пророк из Михалкова оказался ещё худший. «Криминальное чтиво» и сегодня считается шедевром, а об «Утомлённых солнцем» вспоминают исключительно в связи с сиквелом, которым «главный режиссёр отечественного кино» ездит всем по ушам последние пять лет.
О Тарантино не забыл прежде всего сам Михалков. Ибо самолюбие уязвлено, и с этим надо что-то делать. Так что возвращение комдива Котова было своего рода реваншем.
Неслучайно Никита Сергеич был так нацелен на Канны, что ради них сократил хронометраж фильма с трёх часов до двух.
Плохо себе представляю, как можно отрезать треть картины, не разрушив её ткань, но дело не в этом. Этот шаг лучше всего иллюстрирует, насколько важно для Михалкова вновь попасть на набережную Круазетт.
Культ личности Сталина в «УС-2» вытесняется культом Михалкова.
Охотничий азарт поглотил его всего без остатка, и он просто неспособен адекватно оценивать свою работу — не понимает, что «Предстоянию» не нужен никакой Тарантино, чтобы потерпеть сокрушительное фиаско.
Бесчисленные фактические ляпы, недостоверность в деталях, бездарные диалоги — всё это, скорее всего, останется за чертой восприятия жюри и зрителей фестиваля. Но как быть со всем остальным? Да, со всем, потому что похвалить картину практически не за что.
В интервью, которые Никита Сергеич щедро раздавал перед премьерой всем, кто только просил, хоть по телефону и даже без сверки, он постоянно поминал военный эпик Стивена Спилберга «Спасти рядового Райана». Мол, я покажу, что не американцы выиграли ту войну.
Но «Утомлённые солнцем-2» — не фильм о войне. Это не «Они сражались за Родину», не «Живые и мёртвые» и не «Батальоны просят огня». Это аляповатое собрание несмешных анекдотов, в котором нелепиц столько, что каждый из рецензентов без труда находит что-то своё.
Какой смысл цепляться, скажем, к лохматому не по уставу герою Меньшикова или крестящему Надю не той молитвой герою Гармаша, к несоответствующим времени танкам и слишком старому для 1943 года Сталину, если Михалков совершенно откровенно лепит свою, параллельную реальность?
От декларируемого Никитой Сергеичем «большого стиля» не осталось и следа. Вернее, он присутствует во флэшбеках — кусках из оригинального фильма, вставленных сюда в качестве воспоминаний Котова. Они-то и являются лучшей демонстрацией того, как выродилась за прошедшие 16 лет режиссёрская манера Михалкова.
Михалков так и не смог выиграть свою одностороннюю войну с Тарантино, даже попытавшись скопировать его стиль. Оскар за «УС-2» он тоже не получил. Никита Сергеевич надеялся за фильм с очередной антисталинской пропагандой его на Западе погладят по поседевшей голове. Но его не погладили… Киноподелка оказалась сработана настолько топорно, что, судя по отзывам, не понравилась даже либералам. И Запад не полюбил, и Родина не поняла.
И дело тут не в том, что первые «Утомлённые солнцем» не были шедевром, а вторые — стократ хуже. Они другие. Необъявленная односторонняя война Михалкова с Тарантино изначально базировалась на противостоянии двух стилей — своего рода постмодернистском неоварварстве американца и неоакадемизме русского. Но за годы статус-кво сильно поменялся.
Вольно или невольно, Михалков сделал огромный крен в сторону Тарантино. Взять даже сюжетную концепцию «УС-2» — эпизоды перемешаны и скачут во времени и пространстве так же, как в «Криминальном чтиве». Вот только техника эта приобрела в руках Никиты Сергеича дикий, местами устрашающий вид.
Во многом этот контраст усиливает то, что тарантиновская ирония сменилась михалковскими пафосом и дурновкусием, которые так бросались в глаза ещё в «12». О чувстве меры же и вовсе говорить не приходится.
Сцена с тикающими часами на руке убитого политрука (как и вообще почти всё, что связано в фильме с кремлёвскими курсантами, подчистую содранная с «Это мы, Господи!» Александра Итыгилова) превратилась здесь в целое поле рук с тикающими часами. Тонко поданный символ, будучи размноженным, утратил изначальный смысл, став просто деталью.
В работе Михалкова вообще нет ничего нового. Всё заимствовано. Причём источники самые разные, вплоть до «Кошмара на улице Вязов». Неужели он не понимал, что сравнения с Фредди Крюгером неизбежны? Или считал, что это смешно, как и мохнатый шмель, от которого отмахивается Котов?
Всё, что изначально декларировал Никита Сергеич, в фильме отсутствует. Батальные сцены бедны и незрелищны: танковая атака и последующая рукопашная схватка снята в таком тумане, что нехватка средств — единственное, что приходит в голову. А ведь денег на фильм было отпущено даже слишком.
Характеров нет. Оживив умерших в конце первого фильма героев Михалков превратил в зомби практически в буквальном смысле. Трудно объяснить анемичную игру большей части актёрского состава картины чем-то другим, нежели режиссёрской установкой.
Результат: остаётся вопрос, что же хотел сказать Михалков? То есть что хотел сказать, известно — он этого не скрывает. Но что сказал? То, что на войне гибнут люди, причём по большей части нелепо. Это, безусловно, открытие!
Стоила ли картина усилий? Имеет ли смысл вспоминать Тарантино, который и своими «Бесславными ублюдками» играючи «делает» Михалкова?
Никита Сергеич опять проиграл, что понятно даже по первым рапортам из кинотеатров, директора которых плачут, что залы пустые.
А ведь впереди третья часть. «Предстояние» заканчивается её роликом, в котором призывно мелькает сцена изнасилования и много чего ещё. Было бы лучше забыть о нём, но ведь этого не будет.
Пусть даже весь мир будет кричать Михалкову, что он не нужен, и что его часы уже не тикают.
Источник: «Частный корреспондент»
Мнения из интернета
Кино получилось абсолютно целлулоидное. Никакие струны души не задело. Ну не верю я ему! Высококачественный кал. Сценарий не тянет даже на слабенький сериал. Рецензий написано уже достаточно и будет написано ещё больше, объёмно раскрывающих суть режиссуры Михалкова. «Актёр» из него, на мой взгляд, тоже отвратительный. Оборзевший тип, который буквально корчит из себя такую Рембу, что в реальности ему бы чекалду отбили на третьей минуте фильма, не глядя на все его заслуги. Идиотские монологи, картонные персонажи, вялая… да что там, никакая игра большей части актёрского состава, напрочь зарубают все жалкие попытки Михалкова снять что-то художественное.
Вывод из всего этого ясен давно: гнать ссаной тряпкой от нашего кинематографа 90% актёрского, режиссёрского и сценарного состава. Всех продюсеров, детишек, любовниц, т.к. они по определению не смогут снять что-то жизненное. Жизнь надо познавать, и не в клубе или на тусовке, а на войне или в труде.
Эх, не удалось лизнуть, обломался с западными наградами. Чего и следовало ожидать. Бездарный пафосный человек, умеющий осваивать бюджетные деньги. А ведь старался по-холопски угодить западной публике, наплевав на историю собственной страны, только бы заветными призами разжиться. И спецэффектов нагромоздил. Но русофобский прогиб Западом не засчитан. Количество иуд в России, превысило количество грантов. Запад выплюнул эту поделку. В итоге создалась постыдная ситуация. Те, кому предназначался этот фильм, на него не клюнули, а в России люди понимают насколько этот фильм не наш. На руках осталось теперь никому не нужное кино. А деньги уже освоены.
Облом иудушке. Не достаточно западное кино получилось, видимо. Эх, а он так старался… Значит мало старался. Мало, пора идти дальше, про героический вклад США в победу, и побочном участии советской армии, шансы на награду резко возрастут. Не было слёз над «звездно-полосатым», не было настоящих американских солдат-героев, которые втайне от всего мира (по тому и не вошли в историю) своим супер оружием и смекалкой помогали советским войскам освобождать мир. Да собственно и освободили. Вот если бы это было…
Куча бабла — половина заныкано, четверть — в кино, еще четверть в рекламу и всё, господа-товарисчи. В интернете слюной брызжут, а Михалков обогатился на N-ное количество миллионов.
Ну почему все эти мигалковы, бондарчуки и иже с ними стали снимать кино о Великой Отечественной Войне? Про ментов и бандитов снимайте, про фонари разбитые, или про ещё что-нибудь бестолковое. Вам какая разница на чём бабло пилить? Перестаньте говнять святое… Им вообще запретить бы фильмы снимать, да под суд отдать за потраченные на дерьмо деньги.
Какие награды, не позорился бы хоть. Картинки-то нормальной нету и содержание — бредятина. Собрал бы все копии фильмеца, да потихоньку утопил где-нибудь в пруду.
Барин Михалков пытается ухватить музу. На видео Гоблин зачитывает практически приговор Михалкову как творцу, из которого следует, что он обычный конъюнктурщик, пыжится снять эпичный фильм, но силёнок не хватает, есть только творческая импотенция.
Дополнение в 2018 году. Если действительность Никиты Сергеевича как творца для многих людей весьма сомнительна, судя по отзывам на последние фильмы, то его успехи в бизнесе бесспорны. За 2017 год он официально задекларировал заработок более полу миллиарда рублей (более 529 миллионов). Т.е. барин Михалков получает около 1,5 миллиона в день, 60 тысяч рублей в час, 1 тысячу рублей в минуту, 16 рублей в секунду. В собственности режиссера – 86 земельных участков, шесть жилых домов, одна дача, шесть апартаментов, пять машино-мест, 11 нежилых помещений, автомобиль Lada 213100, вертолет КФ-05797 и трактор.