История

Откуда взялся праздник Новый год. Его эволюция

22.12.2020

Скоро наступает Новый год, многие люди находятся в состоянии предпраздничной суеты. Для одних людей Новый год — просто начало чего-то нового и окончание старого, возможность начать жизнь заново, подвести итоги или просто собраться с родными и друзьями за общим столом, для других это время имеет религиозное значение и связано с важнейшими христианскими праздниками. В данной статье вспомним историю происхождения праздника Нового года и какое символическое значение ему придавали наши предки.

Отмечать этот праздник люди начали ещё задолго до н. э., например, в Месопотамии была традиция устраивать праздник во время пробуждения природы, когда начинают появляться первые цветы. Происходило это в марте и тогда праздник длился 10 дней.

Древние римляне изначально использовали лунный календарь, где было десять месяцев и год начинался 1 марта, а кончался в декабре. В нём насчитывалось 304 дня. В 7 веке до нашей эры римский император Нума Помпилий преобразовал этот календарь, в результате чего к году прибавились 2 новых месяца – январь и февраль и суммарно пятьдесят один день. Это увеличило римский год до 355 дней.

Януса часто изображали с одной головой юноши, а другой — старца. В Санкт-Петербурге, например, в таком виде установлена его скульптура в Летнем саду.

Январь стали именовать в честь римского бога Януса, «бога выбора, дверей и начал», который изображался с двумя лицами, развёрнутыми к западу и востоку. Они смотрели в прошлое и будущее. Имя «Янус» произошло от латинского слова janua, что в переводе означает «дверь, вход». Римляне почитали Януса, как бога начинаний. Например, он мог быть связан со вступлением в новую эпоху, в новую эру правления и так далее.

1 января 44 года до нашей эры Гай Юлий Цезарь стал Консулом Римской республики. Данная традиция Римской империи была древней, консулы вступали в должность именно 1 января, то есть в конце года по первоначальному Лунному календарю. Цезарь решил сделать эту дату снова началом каждого года и январь из одиннадцатого месяца стал первым. Кстати, на языке древних римлян, то есть на латыни, бога называли не Янусом, а Януариусом. Месяц январь при оптимизации на русский, это — Янусов месяц.

Юлий Цезарь также изменил календарь, который стал называться юлианским. Астрономы тех времён выяснили, что год длится 365 дней, и указали на важность наличия високосного года для чётного отражения смены сезонов.

Незадолго до нового года в Древнем Риме проводился праздник Сатурналии в честь бога Сатурна, имя которого связывали с земледелием. Изначально он отмечался 17 декабря, но после празднества были продлены до 23 декабря. Люди обменивались подарками, общественные дела приостанавливались, школьники освобождались от занятий, а рабы от обычного труда, получая разрешение есть за общим столом в одежде господ.

Празднование Сатурналий. После завершения сева озимых и других земледельческих работ, отдавая дань почтения богу сева и землепашества Сатурну, 17 декабря совершались общественные жертвоприношения в храме Сатурна, которые переходили потом в праздничный обед

С наступлением христианской эры праздники остались те же, но их смысл изменился. Это известный приём, как и перепрограммирование значения символов. Так в IV веке н. э. сатурналии стали уже приурочены к празднованиям Рождества и Нового года. В европейских странах постепенно стала продвигаться привязка 1 января к Христу. Так 25 января, согласно грегорианскому календарю, он родился, а 1 января, ему было сделано обрезание по еврейскому обряду. То есть наша эра началась именно с этого момента.

В 1582 г. по решению папы Григория XIII юлианский календарь был заменен на григорианский. Основной причиной для введения новой системы летоисчисления стало перемещение дня весеннего равноденствия, в зависимости от которого определялась дата празднования христианской Пасхи из-за расхождений между юлианским и тропическим календарем на 11 минут и 14 секунд, день весеннего равноденствия постепенно смещался на все более ранние даты. (Тропический год – это отрезок времени, за который солнце завершает один цикл смены времён года.) Каждые 128 лет это смещение равнялось одним суткам и за почти за полторы тысячи лет существования юлианского календаря оно составило целых 10 суток.

В момент введения юлианского календаря, день весеннего равноденствия приходился на 21 марта, как по принятой календарной системе, так и по факту. Но к XVI веку он приходился уже не на 21, а на 11 марта. О необходимости такой реформы ещё в XIV веке ученый из Византии, Никифор Григора, сообщил императору Андронику II, но тогда ничего не стали предпринимать. Вопрос тут не только календарный, но и теологический.

В православии считается, что Григорианский календарь нарушает последовательность событий в Библии и приводит к каноническим нарушениям: Апостольские правила не допускают празднование святой Пасхи ранее Пасхи иудейской. Переход на новый календарь означал бы разрушение пасхалии.

Юлианский и Григорианский календари.

В итоге православные христиане, руководствуясь наставлениями апостолов, рассчитывают праздники по Юлианскому календарю. Католики и протестанты считают праздники по Григорианскому календарю. Россия перешла на Григорианский календарь лишь после революции 14 февраля 1918 года.

С общей историей Нового года разобрались, теперь посмотрим, что же было на древней Руси. Дата праздника переносилась тут не раз. Сначала по языческим канонам приход Нового года праздновался 1 марта. В 988 году на Руси киевским князем Владимиром Святославичем было принято христианство в качестве государственной религии, а вместе с ним пришёл и Византийский календарь, в котором год начинался 1 сентября, а началом летосчисления, т.е. датой сотворений мира был 5509 год до н. э.

В 1492 царь Иван III издал указ, согласно которому новый год официально был перенесён на осень. Однако многолетние традиции не так-то просто было отменить. Поэтому русский народ продолжал встречать год вместе с пробуждением природы весной, когда праздновали Масленицу. До начала ХI века славяне отмечали этот праздник в знак уважения к древнему божеству Велесу, который считался покровителем землепашцев и скотоводов. В конце каждого февраля языческого бога задабривали, надеясь на щедрый урожай и увеличение поголовья скота.

Этот праздник служил точкой отсчёта нового года, поэтому его проводили с размахом, не скупясь на угощения и развлечения. Позже начиналась долгая сельскохозяйственная страда, перед которой не грех было от души погулять.

Само слово «масленица» было введено в русский язык лишь в XVI веке. Церковь не стали отвергать вековую привычку народа, поняв, что бороться с ней бесполезно, хотя ряд священнослужителей резко высказывался против языческих праздников. В итоге Масленицу просто вписали в церковную матрицу. Отныне неделя получила наименование «Сырной седмицы». Сроки её празднования стали напрямую зависеть от времени наступления Великого поста. Поэтому у Масленицы «плавающий график» – в одни года она отмечается в феврале, в другие — в марте.

20 декабря 1699 года Петра I издал указ о переносе празднования Нового года с 1 сентября на 1 января. Смена даты праздника было связана с тем, что русский царь стремился привести Русь к стандартам Европы, где празднование Нового года было принято 1 января. Именно тогда в России было принято и летоисчисление от Рождества Христова, а не от сотворения мира.

Указом Петра Первого Новый год в России стали праздновать 1 января.

Согласно указу Петра I, все дома в Москве должны быть украшены, а перед ними должны стоять хвойные деревья. Также он приказал каждый новогодний вечер запускать ракеты. С тех пор традиции празднования Нового года практически не изменились. Также отмечали праздник в те времена и в Германии, где торжество длилось целую неделю. Поэтому история Нового года в России, похожа на немецкую.

В XX веке от религиозного значения Новый год стал переходить к светскому, то есть уже третий раз символ стал менять смысл. Так, например, в России после революции новогодний образ Христа из сознания граждан был вытеснен Дедом Морозом и Снегурочкой. Мороз как природная стихия восточными славянами представлялся в виде невысокого старичка с длинной седой бородой, который бегает по полям и вызывает стуком трескучие морозы. Образ Мороза нашёл своё отражение в русских пословицах, поговорках, сказках.  В литературную традицию Дед Мороз вошёл в 1840 году в сборнике «Сказки дедушки Иринея» Одоевского. В одной из сказок «Мороз Иванович» давалась литературная трактовка образа Мороза, прежде выступавшего лишь в качестве языческого хозяина стужи и зимнего холода.

Начиная со второй половины XIX-го века Дед Мороз на новогодних праздниках стал исполнять роль «рождественского деда», который дарил подарки послушным русским детям. После революции он вместе с другими рождественскими традициями был на некоторое время изгнан из общественного поля. В 1929 году в СССР и вовсе официально запретили праздновать Рождество, но уже в 1936 Дед Мороз вернулся с триумфом после того, как член Президиума ЦИК СССР П. П. Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года с новогодней ёлкой. Тогда по всей стране начинали организовывать новогодние мероприятия с использованием переосмысленной старой рождественской атрибутики.

Дед Мороз и Снегурочка на одной из советских открыток.

В наше время Дед Мороз подвергся новым гонениям, на этот раз недавно на Украине, где стали пытаться вводить запрет на этого персонажа в рамках борьбы со всем русским и компании «Украина — не Россия», чтобы определённым силам можно было натравливать русских и украинцев друг на друга и получать с этого гешефт.

На Западе существует известный аналог Деда Мороза Санта-Клаус. Его прообразом стал святой Николай Чудотворец, который ночью подкинул кошелек с деньгами в дом бедного горожанина, задумавшего продать одну из трёх дочерей в публичный дом, чтобы иметь возможность выдать остальных замуж. Постепенно, как это бывает с легендами,  история обросла подробностями и в новом варианте святой Николай бросил кошелёк в каминную трубу и он упал в чулок, оставленный для просушки перед камином.

В 1822 году Клемент Кларк Мур сочинил для своих детей стихотворную рождественскую сказку, повествующую о Санта-Клаусе — сказочном персонаже, дарящем детям подарки. В этом же стихотворении впервые были упомянуты восемь из классической девятки оленей Санта-Клауса. По сути именно благодаря перу Клемента Мура святой Николай в массовом сознании превратился в Санта-Клауса, забавного румяного старика. В 1931 году компания «Кока-кола» запустила рекламную кампанию для увеличения продаж прохладительных напитков в зимнее время, показав современный облик Санты, разработанный Хэддоном Сандбломом. Моделью для Санты стал пожилой друг художника, бывший продавец Лу Прентис.

Санта-Клаус, разработанный художником Хэддоном Сандбломом.

Посмотрев на всю эту историю ещё раз, можно увидеть, всю эволюцию праздника Нового года от языческих празднований, привязанных к пробуждению природы и урожаю к христианским историям и, наконец, просто светскому празднику. Для многих сейчас Новый год это просто наступление чего-то нового и завершения старого.

Хотя мир, в целом, перешёл на григорианский календарь, тем не менее далеко не во всех странах празднуют Новый год 1 января. Например, в Китае он приурочен к зимнему новолунию по завершении полного лунного цикла после зимнего солнцестояния. В григорианском календаре это соответствует одному из дней между 21 января и 21 февраля. В 2021 году Новый год в Китае будет отмечаться 12 февраля. Хозяином года станет Белый Металлический Бык. С точки зрения нумерологии это магически красивая дата, состоящая только из двоек и единиц. Число и месяц — 12 и 02, а год — 2021 — тоже самое число только отзеркаленное. Хотя в самом Китае будут встречать не 2021 год, как это совсем скоро будем делать мы, а 4719-й.