История

Плюсы и минусы СССР. Мифы и реальность

03.11.2021

СССР в умах людей ностальгирующих по этому государству представляется как гибрид имперской эпохи Сталина, особенно 40-х, когда была выиграна война, хрущёвский космических успехов и социальной сферы и относительного спокойствия времён Брежнева. При этом такие вещи, как жестокое подавление крестьянских бунтов, красный террор, высокое количество абортов или узаконивание гомосексуализма в первые годы советской власти, когда левые, дорвавшись до власти, грезили мировой революцией для создания глобального мира, обывателям вспоминать не хочется.

Рассмотрим известные стороны советской жизни, особенности того времени.

1. Государственный контроль за жизнью гражданина

Минус.

СССР — это тоталитарное государство, где с самого начала жизни и до смерти человек проживал её в советской матрице под идеологическим контролем её создателей-красных жрецов. Сначала ты октябрёнок, потом пионер, затем комсомолец, после член партии. Пропаганда была встроена в жизнь людей на всех уровнях. Да, можно было не состоять в партии, но тогда для тебя был ряд ограничений. К примеру, как мне рассказывал один знакомый, для выезда заграницу в 80-е по работе, ему пришлось стать членом партии, аналогично я знаю случай, когда человек вступил в партию, чтобы занять пост директора.

Жёсткий контроль был даже за тем, что говорит человек. Сначала отправляли за «неправильные мысли» в лагеря, потом стали сажать в психушки, а некоторым предлагать эмигрировать.

Советский метод управления обществом — это создание массы глупых в плане теории управлении и наивных граждан на фоне хитрой и беспринципной номенклатуры. Если кто-то отбивался от общего строя, тут же был слышен свисток и бежали менты с дубинками, загонять обратно в строй или приезжали представители спецслужб на «чёрном воронке» или чёрной волге, чтобы его забрать.

Ностальгирующие и просто фантазирующие о советском рае могут сколько угодно говорить, что это всё не так, но это так — государство решало, что ты должен думать. Поэтому столько наивных людей из того времени, которых так легко обманывали в 90-е. Они привыкли верить телевизору и газетам.

Ввели четвёртую программу телевидения. В первый же день гражданин сел к телевизору, включил первую программу и увидел, что по ней выступает Брежнев. Переключил на вторую — снова Брежнев. На третью — опять Брежнев. Переключил на четвёртую. Там сидит полковник КГБ и грозит пальцем: «Допереключаешься!

Плюс.

Государственная монополия на идеологию исключала возможности развернуться либеральному информационному террору, как сейчас. Троцкистов просто отправляли в ГУЛАГ или ставили к стенке. Сейчас же они льют нескончаемые потоки грязи на Россию и устраивают свои перфомансы.

При показном антизападничестве в СССР поездка за границу считалось поощрением, а вещь из-за границы — небывалой удачей.

2. Мнимая социальная справедливость

Минус.

Никакой социальной справедливости при СССР не было. А что же было? — Её имитация в условиях пониженного потребления в целом. Действовала уравниловка, государство одержимо стремилось заставить всех работать на себя, став крупнейшим капиталистом, запрещая частное предпринимательство. По сути закон о тунеядстве был направлен на то, чтобы, во-первых, лишить людей свободного времени, встроив в систему, где рабочие места порой были созданы абсолютно искусственно и, во-вторых, снизить количество случаев подработки на стороне. Если человек на работе целый день, то активно шабашками заниматься ему некогда будет. А вот если он не работает на государство, ушать-то ему хочется, он будет искать заработок, предлагая свои услуги другим гражданам. При достатчоно ловкости он сможет зарабатывать больше установленных государством стандартных окладов, которые искусственно создавали мнимое равенство.

Да, были артели при Сталине, были кооперативы при Горбачёве, но, в целом, граждане должны был работать на государство и оно следило, чтобы никто от этой повинности, своеобразной барщины, не отлынивал. То, что втюхивали советские пропагандисты, что СССР — это самое справедливое государство рабочих и крестьян — это фуфло. Это государство-капиталист, которым управляет партийная элита, заменившая баринов царской России. Можно вспомнить то же рабство в колхозах, когда не выпускали оттуда, не давая документы. И разговоры про то, что это всё для народа в этом случае не уместны, попробовал бы какой-нибудь человек получить свою долю от этого общего народного добра.

Как раньше работали на барина и царя, так и дальше стали работать на партийных чиновников с генсеком, использовавших государство как прокладку. Стала складываться новая элита, привилегированные семьи, как было в царские времена с дворянами. В 90-е, разрушив советское государство, партийная элита и чекистские кланы поделили государственную собственность между собой, став олигархами, и показав, кто реально был её хозяином.

Плюс.

Людей не раздражали представители элиты шикарной жизнью. Да, про то, как они жируют, в том числе мажорная советская молодёжь, многие знали, но об этом не писали в газетах. В те времена партбонзы отоваривались в закрытой двухсотой секции ГУМа, получали партийные дачи, квартиры, спецпайки и спецмашины, но до нынешних олигархов, покупающих шикарные виллы, целые кварталы домов за границей и всё это не стесняющие демонстрировать, советским чиновникам было далеко.

Владимир Высоцкий называл брежневскую цензуру «влажной ватной стеной».

3. Цензура

Минус.

Вся творческая продукция, которая попадала к гражданам проходила строгий идеологический контроль. Порой с этим доходило до маразма. Хотя снимали не только типичное советское кино, но и для западных фестивалей, чтобы показать, что в СССР тоже могут сделать фильмы по лекалам загнивающей буржуазии. Произведения Андрея Тарковского, например, можно вспомнить в этом плане.

Плюс.

При наличии цензуры, творческая элита щедро финансировалась, запросто давали крупные бюджеты на фильмы. Тот же Станислав Говорухин вспоминал, что ему на фильм «Высота» выделили 10 тысяч рублей, которые он просто не знал, как потратить. Съёмки обошлись намного дешевле.

Советские граждане были ограждены от западной культурной экспансии. Спустя годы внезапно оказалось, что цензура это не только плохо, но и хорошо, когда информационное пространство залили помоями. То, что сейчас предлагает Запад — это культура деградации. А когда смотришь на те антироссийские и порой откровенно русофобские фильмы, которые выпускаются на средства Министерства Культуры РФ, то про себя думаешь, что цензура бы не помешала.

Нашумевший Левиафан — это только вершина айсберга, на деле сейчас буквально пачками штампуют такие фильмы. А уж про деградацию Эльдара Рязанова с его наипошлейшим фильмом «Андерсен. Жизнь без любви» я даже вспоминать не хочу — выключил на половине. Мэтр признался, что хотел этот фильм снять ещё в конце 80-х. Про себя думаешь — хорошо, что тогда не давали. Такие фильмы с чернухой — развращение душ людей.

Приученные узнавать о событиях в мире из программы «Время», многие бывшие советские граждане и в 90-е наивно верили телевизору, а потом искренне удивлялись, что телевидение им врёт. Поэтому они так легко попались на телевизионную рекламу лохотронов, типа АО «МММ» — раз по телевизору показали, значит, что-то стоящее и проверенное.

4. Железный занавес

Минус.

Железный занавес создавал людям проблемы для поездок зарубеж. Да, можно было поехать по работе. Сначала в социалистическую страну, потом в капиталистическую. Но это совсем другое. Чтобы тебя выпустили зарубеж надо было собирать характеристики. Если ты сумел выехать за границу, потом об этом рассказывалось, как про подвиг, словно на Марс слетал. Слушателям передавались любые, даже самые незначительные детали. Например, как ехали на автобусе, как жили в гостинице, какие там были полотенца.

Я в 10-х встречал пожилых людей, кто до сих пор с пафосом вспоминает про такие поездки, хотя это выглядит уже смешно и нелепо. Когда люди в России в гордостью выкладывают свои фото из заграничных путешествий — это всё отрыжка того самого заграничного культа советских времён, когда никуда не пускали советских граждан. Вот такой анекдот вспомнился:

— Леня, я приказал открыть границу, — говорит Косыгин Брежневу.
— Ты что, с ума сошел?! Все удерут, вдвоём останемся!
— А кто второй?

Кроме этого советская власть всячески заискивала перед иностранцами, стараясь создать свой хороший образ заграницей. Пошедший в 2018 году в России Чемпионат мира по футболу по сути сделали по советским лекалам. У Владимира Высоцкого в 1966 году хорошо отражён культ иностранцев в стихотворении «Очередь»:

А люди всё роптали и роптали,
А люди справедливости хотят:
— Мы в очереди первыe стояли,
А те, кто сзади нас, — уже едят.

Им объяснили, чтобы не ругаться:
— Мы просим вас, уйдите, дорогие!
Те, кто едят, ведь это — иностранцы,
А вы, прошу прощенья, кто такие?

В США, Франции, Китае — всё наоборот — ультрапатриотизм, всё иностранное — фуфло, всё своё -само лучшее.

Вот воспоминание Фрэнка Заппы для примера о ситуации в области музыки в Америке и о патриотизме американцев:

«В тот период случилось английское музыкальное нашествие, а потом миллионы английских пластинок полетели в мусорную корзину. Почему? Вот, скажем, я – рядовой американец. У меня была “серф”-музыка, а тут – какие-то волосатые люди стали петь собственные песни, играть на собственных инструментах. Самодостаточная группа – что-то пугающе новое. Как я мог терпеть такое! Американский пластиночный бизнес обязан был откликнуться на моё – рядового американца – возмущение. Именно поэтому они тогда кинулись подбирать всякое дерьмо, ибо главным художественным критерием был один-единственный: да, дерьмо, но своё – американское«.

Он описывает период 60-х, в это время в брежневскую эпоху граждане СССР уже начали привыкать смотреть подобострастно на Запад.

Плюс.

Железный занавес создал в социалистическом лагере по сути свою культурную территорию. В чём-то она проигрывала Западу, в чём-то превосходила его, где-то была вторична, но сейчас о какой-то своей самобытной культуре уже речь не идёт. Есть только глобальная культура, образцом которой и подражанием для всех являются США и Великобритании. Причём, если раньше там действительно выпускалось что-то стоящее, то сейчас просто шлак.

Развивался внутренний туризм, на огромном пространстве СССР было куда съездить. Не нужен мне берег турецкий, и Африка мне не нужна, как говорится.

Продавцы чувствовали себя хозяевами жизни. Тот же мясник захочет тебе получше кусок мяса отрежет, а захочет добавит костей. Перед ними советские граждане привыкли пресмыкаться, заискивать.

5. Товарный дефицит и культ блата

Минус.

Характерная примета советского времени — товарный дефицит, когда королями жизни были всемогущие товароведы. Чтобы купить что-то дефицитное (например, технику) надо было заводить соответствующие знакомства, заходить с чёрного хода или стоять в очереди. Вспоминается фильм с Леонидом Куравлевым: «Ты — мне, я — тебе».

Сейчас молодёжи, привыкшей к товарному изобилию, даже представить себе сложно, как это могло ничего не быть на полках магазинов, как это надо был дефицит доставать, даже имея деньги. Они теперь только за айфонами в очередях давятся, а в 80-е люди стояли за маслом, причём очередь начиналась на улице и давали по 300 грамм на руки. Чтобы получить дефицит, надо было зайти с чёрного хода в магазин и сказать пароль, типа: «Я от Владимира Николаевича».

Мне родственница рассказывала, как один раз её сосед по коммуналке сильно заболел и захотел бананов. Их нигде в магазинах не было, но он послала её в специальный магазин на Кутузовском проспекте для «особых людей», где у него был блат, и там она с чёрного хода, сообщив пароль, эти бананы получила для него.  В конце она прокомментировала свою историю так: «Стыдоба-то какая!» Однако сама партийная номенклатура и её прихлебатели не видели в таком положении вещей ничего стыдного, о чём говорит дело директора Елисеевского магазина и ряд других аналогичных, проливших свет в ходе битвы партийных кланов на то, как жили советские верха в «самом справедливом государстве рабочих и крестьян».

Кстати, когда в 90-е появились коммерческие палатки, некоторые работники бывших советских магазинов очень возмущались по этому поводу, покупатели ушли к конкурентам и перестали перед ними пресмыкаться, их торговая монополия кончилась.

Вспоминается советская юмористическая миниатюра, когда к мяснику по блату приходит гражданин и тот из под прилавка начинает ему отпускать товар, говоря, что есть в наличии. Когда гражданин, услышав незнакомые названия, спрашивает, что это, ему отвечают: «Бери, дома посмотришь».

Ситуация с товарным дефицитом и продавцами, хозяевами жизни, перед которыми все заискивали, хорошо описана у Леви Ахто в книге «Посредине пути», написанной в 1985 и изданной в 1988, т. е ещё при СССР. Именно так всё и было. Есть множество аналогичных воспоминаний, не только про 80-е, но и про более ранний период, например, 70-е.

****

Прежде надобно рассказать, как я относился к Иде, директрисе магазина. Эта толстенная бабища была мне противна, не потому, что очень жирная, а потому, что была вульгарна и воровата… Ида такая и была: жадная, циничная и наглая.

В её магазине я наблюдал картины, которые меня потрясли. «Там», откуда я пришел в большую жизнь, мне и другим, на меня похожим, объясняли, что мы потому «там» находимся, что в большой жизни идёт борьба за лучшие идеалы и воспитывается совершенно новый человек, от которого мы настолько сильно отличаемся, что на близкое расстояние не должны к нему подходить, только где-то на расстоянии около ста километров можем жить и далее. И я в это даже поверил. Поэтому-то увиденное в магазине у Иды меня шокировало. Например, давали там однажды ветчину…

Очень аппетитная она была с виду, и очередь быстро возрастала, люди нервничали: ветчину из подсобки выносили небольшими порциями, хватало лишь нескольким покупателям. Тут, конечно, ещё объявились личности, которым везде все «положено» без очереди… У прилавка уже организовался заслон из женщин. На прилавке лежит «Особая» колбаса, но на неё не обращают внимания, все дрожат от возбуждения, адресованного ветчине. Появляется Ида в белом халате — румяная, с ярко накрашенными губами, едва шевелит короткими пальцами, унизанными золотыми кольцами, перстнями, и извещает, что ветчина кончается, так что, «товарищи покупатели, не следует волноваться понапрасну», и, обращаясь к «своим» за прилавком, презрительно заявляет: «Чтоб я еще раз взяла эту проклятую ветчину! Столько суматохи!» Скривив губы, этот студень на толстых ногах удаляется.

Но вместо того, чтобы перестать волноваться, в очереди начинается нечто неприличное, пошли выражения в адрес Иды, затем…

На «вы» никто ни к кому не обращается.

— Пустите! Мне вне очереди! — слышится взволнованный голос. — Я инвалид войны.

— Мне тоже положено без очереди: я участник революции, — заявляет старческий голос.

— У меня дети…

— У всех дети…

— У меня мама больная…

— Я сам едва на ногах стою, ночью работал.

— Я участник…

— Он участник, — ворчит седая женщина. — Если бы я тебе тогда не делала патроны, чем бы ты воевал? Так что не ори!

— Браво! Бис!

Перекричать гвалт не представляется возможным.

В открытую дверь подсобного помещения видны четыре белоснежные мадонны, они равнодушны ко всему, они руководят. Ого! Появляется еще одна Белоснежка… Эта идёт, расталкивая покупателей, через входную дверь. Красавица! Тащит на плече большущий сверток, упакованный в целлофан; прёт через магазин. Обернувшись к кассирше, кричит:

— Народу там… обалдеть! — Эта Белоснежка сама куда-то в магазин ходила. — Четыре рулона по рубль шестьдесят, слышь?! Осталось мало.

— Что это? — интересуются в очереди.

— Импортная туалетная бумага, — отвечает Белоснежка, — японская.

— Моющаяся? — ехидно спрашивает мужичонка в телогрейке.

— Фу! — фыркает дамочка в дублёнке. — Мы за ветчиной стоим, а вы тут такое, совести нет!

— А что они странные такие, рулоны эти, — интересуются в очереди, — бумаги на них мало, катушки внутри большие, и такие дорогие?

— Так японская же, — объясняет мужик в телогрейке, — они там в Японии малого роста, рис едят, и то помаленьку.

Дама в дублёнке не выдерживает, уходит, отказывается от ветчины. Нет, как хотите, а импортная туалетная бумага — это интересно. Ай да японцы! Бумага экстра-класс, фирма «Сони», многоразового употребления, а наши за ней в очереди давятся.

Да, ветчина, конечно, хорошая вещь, размышлял я, но такой ценой мы ее приобретать не станем, не говоря о японской туалетной бумаге.

Любопытная пришла мысль: если всем этим нервным и возбужденным людям в очереди показать их отражение в огромном зеркале, как бы они отреагировали на свои лица — злобные, искаженные? Ведь они способны друг друга избить из-за ветчины…

Образовалась уже давно тихая, полная презрения друг к другу заприлавочная война: вы нас за людей не считаете, мы — вас. Но подсуньте Иде микрофон и спросите что для неё в жизни главное? Она ответит, не краснея: приносить пользу людям.

*****

Фанаты СССР публикуют показушные фото того времени из магазинов, где на прилавках лежит молоко, хлеб, какие-то конфетки. Мол, как это ничего не было, в магазинах было полно продуктов! Конечно, советским гражданам в послевоенную эпоху с голоду бы никто умереть не дал, самую простую еду продавали, к тому же у многих были огороды, речь идёт про дефицитные товары, за которыми приходилось охотиться и отстаивать большие очереди. Ушлые люди продавали свою очередь, так подрабатывая.

Мой дед в 1963 году привёз катушечный советский магнитофон рижского производства из командировки в Минск, т.к. в Москве его просто невозможно было купить в тот момент, если у тебя не было блата для этого. Чтобы купить кассетные магнитолу уже в 80-е пришлось стоять в очереди более полугода, периодически отмечаясь. Кто хотел получше одеться, покупал одежду у фарцовщиков или шил на заказ в ателье, а порой и своими руками. Ковры и другие вещи распределяли на работе.

Про Василия Алибабаевича — прямо в точку! Ржачно! Я под столом! Самое смешное, что круче всех высмеивают СССР вовсе не либералы, а советские же сатирические произведения, вроде киножурнала «Фитиль», где показывают взяточничество, повсеместный блат,  доставание дефицита, тотальное воровство (эффект несунов), бюрократию, приписки, чтобы пустить пыль в глаза, пьянство, блуд и много чего ещё. Но совкодрочеры это смотрят и только умиляются под роликами, какая была прекрасная страна, какие были чудесные люди, словно не видя то, что им показывает советская же киноиндустрия. Понравился ответ на реплику: «Жили же люди. Не то что нынешнее племя. Здорово». — «Кругом дефицит, без записки-ты никто! Вот как жили «хорошо»! Помню это время. Стояли по ночам у магазина отмечались в списках на запись. «Нынешнее племя» — дети и внуки этих самых «людей», на которых «приятно смотреть». Воспитанные этими самыми «людьми». Живущие в стране, построенной этими самыми «людьми» Сегодняшняя молодёжь не с неба упала? Получается её вырастили те самые замечательные люди?»

Именно благодаря этому у советских граждан возникает культ западных вещей. Ведь на Западе после Второй мировой войны возникло товарное изобилие и появился культ потребления, захвативший простых людей. Тем более на советском производстве бытовых вещей часто копировались западные аналоги: автомобили, радиоприёмники, фотоаппараты и пр. Я как-то посмотрел в интернете подборку и был просто поражён, сколько всего было скопировано! И такая политика исходила в первую очередь от начальников, которые сами не верили в отечественное производство, позволяя лишь модернизировать западные экземпляры с поправкой на условия советского производства.

Такая ситуация и в ВПК сначала была, но потом после Большой чистки у советского крыла западников буквально силой удалось вырвать право на свои разработки в данной области из-за стратегического значения для страны. Хотя, конечно, данные от шпионов использовали.

Если при Сталине проблема со сферой производства товаров бытового назначения была вынужденной. Сам вождь высказывался в духе, что хорошо бы, конечно, наладить производство вещей для народа, но сейчас нет на это ресурсов у страны. И это не было ложью, учитывая последствия Гражданской войны, индустриализацию, Великую Отечественную войну и восстановление страны после неё.

Сложно сейчас сказать, стал бы улучшать жизнь народа после Сталин или люди продолжили бы жить, как прежде. История сослагательного наклонения не имеет. Но уже после его смерти новая советская элита стала действовать по инерции. Я читал воспоминания, цитаты партийных деятелей той эпохи и они на полном серьёзе думали, что ни в коем случае нельзя сделать в стране товарное изобилии, тогда это будет катастрофа, надо принудительно держать народ в аскетическом положении, т.е. в бедности. В статье «Почему элита держит население в нищете. Реальные причины» я отразил эту философию. Куда угодно деньги, хоть на огромные кредиты дружественным странам, которые они никогда не вернут, лишь бы только не своему народу. И сейчас то же самое происходит — деньги в заграничные стабилизационные фонды, на стройки века, вроде моста во Владивостоке или Крыму, кредиты другим странам — только не своим гражданам.

Квартиры бесплатно давали, но ведь человек её отрабатывал за счёт своей низкой зарплаты. Тогда ты на очереди мог 20 лет стоять, а сейчас берёшь ипотеку, живёшь в этой квартире и платишь банку взносы по кредиту. То есть сейчас ждать не надо, если зарплата позволяет сделать первоначальный взнос и получить кредит, но если потерял доход, то банк забирает квартиру.

Плюс.

Учитывая, что везде нужен был блат и знакомства могли пригодиться где угодно, люди гораздо охотней знакомились, заводили и поддерживали связи друг с другом, была взаимовыручка, словом жизнь была ближе к общинному строю.  Поэтому в целом люди были более доброжелательные и открытые. Это не общество озлобленных одиночек, как сейчас.

6. Зарплаты и цены

Минус.

Зарплаты были низкими, был определённый потолок, выше которого получать было нельзя и разрыв между начальником и подчиненными в этом плане был не такой большой как сейчас. Компенсировало себе низкие зарплаты население всё тотальным воровством, которое было в порядке вещей и обыденным явлением. «Несуны» были везде и каждый тащил что только можно с работы. И сейчас люди с такой психологией ещё остались. Как мне как-то сказал один пожилой человек, показывая а канцелярские принадлежности: «Хоть это можно с работы унести, больше у нас взять нечего».

Тащили всё. Например мебель в цехах, привязывали к веревке и, раскачивая, перебрасывали через забор. На мясокомбинате перебрасывали в конце смены через забор батоны колбасы, а менты ходили вдоль забора и подбирали для себя. Много таких случаев мне рассказывали очевидцы событий. Можно прямо целую статью написать, как воровали в СССР.

Товароведы в универмагах хапали ещё больше. В том числе практиковалась услуга, когда за определённую мзду тебе отпускали дефицитный товар из под прилавка. Это показано, например, в фильме «Берегись автомобиля» на примере героя Андрея Миронова, который как раз так получал «нетрудовой доход».

Даже если ты мог хорошо заработать, к примеру, давая «левые» концерты, работая артистом, потратить деньги часто было просто не на что. Подпольный миллионер Корейко, который таскался с бесполезным мешком денег, — это не выдумка Ильфа и Петрова, а реальность. Часто деньги просто прогуливались в ресторанах.

Многие люди сейчас возмущаются, какие цены, вот при советской власти проезд и всё остальное было дешевле! Так вы переведите те цены на уровень сегодняшних зарплат. Да, проезд в метро сейчас не пятачок, но и зарплата не 120 рублей. А то хотят по старым ценам мясо по 2,5 рубля покупать, получая зарплаты по 30 тысяч рублей. Так не бывает. Другой вопрос, что тогда правительство держало цены, а сейчас их производители повышают, как хотят, под любым предлогом, хоть доллар повысился, хоть доллар упал, хоть коронавирус, хоть просто так.

Плюс.

Не было сильного имущественного расслоения, как сейчас. В фильме «Ирония судьбы или с лёгким паром» Эльдара Рязанова, хоть и в гротескном виде, но вполне точно показана модель того общества, когда у всех было всё одинаковое. Это хорошо для рядовых безынициативных людей, которые могли пойти на завод, всю жизнь там отработать, не чувствуя себя ущербными, тем более пропаганда прославляла образ простого трудового человека. Словом, такая модель общества близка те, кому близок патернализм. Был гарантирован минимум. Тебя обеспечивали работой, давали какую-то жилплощадь и зарплату, чтобы хватило с голода не умереть и в отпуск на море съездить.

7. Национальный вопрос

Минус.

Как не пытались проповедовать интернационализм и дружбу народов, действовала эта пропаганда только на русских людей, утративших своё национальное самосознание став основой проекта «советский человек». Местечковый национализм, как был, так и остался. В том числе на Кавказе местные народности не любили друг друга. Конфликт Азербайджан-Армения-Грузия в тлеющем виде был ещё при СССР. Родители мне рассказывали, что когда уезжали отдыхать на юг, грузины там говорили плохое про армян, а армяне про грузин. Как анекдот прямо какой-то.

Плюс.

Хотя национальный вопрос был, но разгораться ему не давали. как только что-то открыто вякал, призывая к беспорядкам — сразу получал дубинкой по голове. Национальные меньшинства получали свои квоты, в том числе в институты, что позволяло им развивать. Поэтому вой либералов про угнетение малых народов в СССР не боле, чем их бред. Тех же чеченцев и крымских татар выселили в казахские степени, то за дело. Достаточно почитать воспоминания людей, чтобы прекратить зверства крымских татар (бывших хазар, собиравших ранее дань с русских), жители Крыма во время оккупации вынуждены были просить заступничества у немецких фрицев! Депортация — это самое мягкое, что с ними мог сделать Сталин. Фактически он их спас от расправы со стороны фронтовиков.

8. Карьерный рост

Минус.

Как уже говорилось выше, навязывалось членство в партии, был невысокий разброс в зарплатах. Если, к примеру, на предприятии инженер получал 120 рублей, то начальник мог получать 220. Особенно не разгонишься. У артистов официально тоже были невысокие оклады.

Плюс.

Было много вариантов сделать карьеру: инженер, советский шоу-бизнес, спорт, а если совсем болван — иди по партийной линии и будут тащить, главное, Ленина хвали. Сейчас власть в России положила болт на молодежь, пробиться гораздо сложнее — часто твоё продвижение вверх упирается в деньги, большие деньги.

Что делать сейчас российской молодёжи, да нечего абсолютно — только прозябать, если ты не сынок или дочка крупного функционера из «Единой России», например. Социальные лифты отключены. В СССР тоже было пробиться сложно, но всё-таки можно, не мало людей поднялись до серьёзных высот буквально из деревни.

В СССР были популярны семейные застолья, когда собирались все родственники. На столе обычно обязательно присутствовал алкоголь. Кто-то напивался прилично, кто-то знал меру и выходил из-за стола лишь немного подшофе, в состоянии нормально передвигаться и разговаривать. Вот здесь на рисунке очень реалистично показано, как всё было.

9. Пьянство

Минус.

Пьянство было повальным и неким культом. Из тех времён — как раз культ «святой троицы» с тремя гранёнными стаканов, в которые ровно разливалась бутылка водки. Извечный вопрос: «Третьим будешь?» Выжрать бутылку водки одному было неинтересно, нужна была компания и главное — чтобы всем поровну была разлита беленькая.

Хотя правительство как будто с пьянством боролось, но на деле больше с крайним алкоголизмом, который мешало работе (иначе выселяли за 101 км, как героя Юрия Никулина в фильме «Когда деревья были большими») и делало гражданина социально опасным.

Во многих фильмах советского периода показывается, как люди пьют. Где-то пафосно во время застолья, где-то комедийно, как в комедиях у Леонида Гайдая. Умеренное пьянство — это норма советского времени. Если ты не пил, то тебе нужно было за это чуть ли не извиняться.

За работу благодарили бутылкой, это была негласная валюта советского времени, из-за этого хорошие мастера на производстве порой спивались или проживали недолго. У меян так родственник умер от инсульта — допился, хотя мастер был хороший, даже заграницу его отправляли делать внутреннюю отделку советских посольств.

Плюс.

Хмм… Ну, разве что государство старалось не допускать того, чтобы люди совсем уж спивались, на такого гражданина начиналось давление со стороны общественности, милиции, партийных органов. В 90-е с этим стало ещё хуже.

10. Атеизм

Минус.

Государственная религия была одна — это марксизм-ленинизм, спроектированная по принципу христианства или даже более древних египетских культов, с красным фараоном Лениным в саркофаге на Красной площади. Всё остальное не поощрялось, а то и вовсе запрещалось. Человек не получал ответа на главный вопрос — что его ждёт после смерти и о создании Вселенной, как в более древних религиях.

Плюс.

Как сказал Карл Маркс: «Религия — опиум для народа». Он был потомком раввинов и знал о чём говорит. Сейчас расплодилось огромное количество сект, которые зомбируют людей. Хотя некоторые из них в РФ уже начали запрещать, как Свидетелей Иеговы. Крыша порой едет даже у тех, кто ударяется в традиционное для России православие.

В советских «красных святых», типа Ленина, в те времена только самые наивные люди веровали. Поэтому поздний научный атеизм (после уничтожения масонских сект в СССР) с моральным кодексом коммуниста это, в принципе, было не так уж плохо для советского общества в свете выше сказанного. По крайней мере людей приучали к морали и нравственности, а не как сейчас, церковь есть, а кругом рекламируют грехи. Хотя идеология советской власти не даёт ответа на тайны бытия и Вселенной, как это делают древние религии, а наука не на том уровне, чтобы это постигнуть.

В СССР секса не было! Однако люди размножались, сейчас кругом, где работает западная пропаганда секса, рождаемость падает.

Подведя итог, можно сказать, что СССР обеспечивал базовый минимум. Причём благодаря коммунистическому режиму люди на капиталистическом Западе стали жить намного лучше, т.к. там власть, боясь волнений, вынуждена была создать витрину среднего класса в идеологических целях. Либерлы любят приводить в пример Южную и Северную Корею, как пример превосходства капитализма. Но КНДР находится в международной экономической блокаде, а такого развития Южной Кореи просто не было бы, если не красный северный сосед. Американцы из Японии туда перенесли производство автомобилей, электроники, они же дали многомиллиардный кредит Южной Кореи в 90-е, когда она была на грани экономического краха. Всё ради того, чтобы не ударить в грязь лицом и показать наивным людям, что капитализм типа круто.

Сейчас, начиная с мирового кризиса 2008 года, от ставшей уже не нужной прослойки среднего класса на западе постепенно избавляются, такие американцы либо подымаются к богатым, либо опускаются, пополняя ряды бедных. Об этом говорят многие аналитики.

Самое главное, в советское время был двухполярный мир и у людей был выбор. Советский строй давал гарантированный минимум, ограничивая твои материальные возможности, капиталистическая система тебя не сдерживала, но уж если тебе не повезло, не смог подняться — будешь валяться на улице бомжом, как на фотографиях Нью-Йорка 70-х. Забавно, как писали эмигранты, уехавшие из СССР в США: «Оказалось, что советская пропаганда нам не врала».

Сейчас мир один — глобальная структура с англосаксонским гегемоном и его колониями, забавные заповедники коммунизма, типа КНДР, не в счёт. При падении советской «Империи зла» хуже стало самим американцам, которых сейчас кошмарят глобалисты и новые левые и это уже не борьба бедных против богатых, как во времена, когда СССР контролировал левый лагерь, а борьба нездоровых меньшинств против традиционного большинства, против самих устоев здоровой жизни. Мы вернулись опять в начало XX века, ситуация очень похожа. Опять революции, опять бунтующие феминистки и требование прав гомосексуалистам. Разве что тема экологии и желание международных аферистов на ней хорошо заработать — что-то новое.

Тому, кто умеет пристраиваться хорошо везде и всегда. Простых людей эксплуатирует любая система, но при СССР не было команды на уничтожение населения, как сейчас. И это не пустые слова, если российские 90-е отметились открытой сверхсмертностью, то теперь более незаметно отравляют едой и сомнительными вакцинами тело, ум — деградационной культурой, а кривую роста населения искусственно поддерживают за счёт завоза мигрантов из Средней Азии, которые раньше были своими людьми, а теперь уже граждане чужого государства, забирающие рабочие места (сейчас они работают дворниками, а их дети, рождённые в России, будут уже сидеть в банках, а местные будут дворниками, чтобы прокормить себя) и выводящие деньги из России за рубеж.

С едой был определённый дефицит, в брежневское время всё стало исчезать постепенно. Тут можно вспомнить «колбасные поезда» в столицу. Но в то же время продукты были более натуральные. И тех, кто помнит их вкус, химическое дерьмо, которое сейчас продают, с аппетитом есть не заставишь.

Люди жили беднее, зато дружнее, а на как сейчас друг на друга волком смотрят. В капиталистическом мире человек человек конкурент.

Советским людям было чем гордиться. Сейчас у России не то чтобы совсем достижений нет, но СМИ по заказу своих хозяев культивируют сплошной негатив.

Демонизировать советское время не стоит, как это делают либералы, прославляющие дикие 90-е (для них, чем хуже России и русским людям, тем лучше. Почему я написал в статье «Еврейский вопрос. Истоки либеральной шизофрении. Тысячи лет метаний»), но в то же время не стоит и умиляться, изобретая несуществующий советский рай.

Поэтому когда кто-то бьёт себя в грудь и рассказывает, как при СССР было всё замечательно, он просто не хочет видеть другую сторону реальности, как те для кого СССР — это только ГУЛАГ и КГБ. Не мало людей поддержали Ельцина вполне искренне, надеясь на перемены, зажравшаяся партийная номенклатура со своим блатным окружением многих достала, как царь со своими придворными. Ельцин дал людям изначально свободу слова, передвижения, предпринимательства, ослабив государственную удавку. Можно было сказать что угодно, хоть то, что «Ельцин — мудак» и тебя за это не схватило бы КГБ и не отправило на зону.

Просто сейчас многие уже забыли, что такое, когда тебя держат за горло или за яйца железными ежовыми рукавицами. Многие даже не знают, как люди по двое ложились на постель и, накрываясь с головой одеялом разговаривали, чтобы никто в коммунальной квартире не услышал. Это не либеральные выдумки, а реальная информация от очевидцев. То как работники НКВД на «чёрном воронке» забирали тех, кто слишком много болтал, моя бабушка сама видела, когда пришли за мужиком, жившим в их бараке и отправили его на рудники, откуда он вернулся после 1953 года с одним глазом.

Другой вопрос, что в нагрузку к новой свободе люди получили развал страны, полное обнищание, разгул криминала и кучу других печальных вещей. Один из тех, кто ходил на баррикады за Ельцина в 1991 году так прямо и сказал: «Ельцин нас обманул». Надеялись жить, как на воображаемом Западе, а в итоге попали в мрачное безвременье 90-х, от которого исходило лишь ощущение безнадёги.

Раньше людям было чем гордиться, последние 30 лет, когда Россия превращена в западную колонию гордиться особенно нечем, сознание граждан России агрессивно подавляется русофобской пропагандой (в том числе западными агентами во власти), культивируется мышление человека третьего сорта, колониального раба. Людей искусственно держат в бедности, чтобы головы не поднимали. Пресмыкание перед Западом началось ещё в брежневское время, даже ещё раньше — в хрущёвское, когда началась политика его умиротворения, которую капиталисты восприняли, как слабость. Но в 90-е всё это достигло кульминации.

Стоит также отметить, что советские граждане жили только в развитом социализме, а если бы они увидели еврейский коммунизм, как его планировали Троцкий с его спонсоры из-за рубежа, фактически повторяющий нынешний глобализм, то, оказавшись в этой тоталитарной антиутопии, ужаснулись бы.

СССР