«Обходные стратегии», это 128 карт с фразами, которые предназначены для нетривиального решения проблем в творческой деятельности. Идея их создания принадлежит известному английскому композитору, продюсеру, футурологу Брайану Ино и немецкому художнику Питеру Шмидту.
Вот что рассказывает Брайан об истории их создания: «Карты возникли во время творческой работы. Это был один из многих случаев в продолжении нашей дружбы, когда мы подошли к одинаковому состоянию в работе, в одно и то же время и в одних и тех же словах. Это произошло, когда мы не виделись несколько месяцев, но встречаясь или обмениваясь письмами, поняли, что находимся на одинаковых интеллектуальных позициях, которые тем не менее отличались от тех, на которых мы стояли до очередной встречи. «Обходные Стратегии» в виде концепции возникли у меня, когда я был участником рабочих ситуаций, в которых паника, особенно в студии, заставляла меня быстро забывать о том, что были другие способы работы, и что были возможности решать проблемы «по касательной», и это было во многих смыслах интереснее, чем прямое лобовое решение.
Портрет Брайна Ино, нарисованный Питером Шмидтом в 1975 году.
Когда человек в панике, то он часто склоняется к принятию лобового решения, так как ему кажется, что это даст лучший результат. Но это не так, это всего лишь очевидный метод, кажущийся надежным. «Обходные Стратегии» были сначала серией побуждений, говорящих: «Не забывай, что можешь придерживаться некоего отношения». Первой карта у меня гласила: «Уважай свою ошибку как скрытое намерение», а, фактически, первой «Обходной Стратегией» Питера, сделанной независимо и до того, как мы осознали, что оба делаем их, была запись: «Было ли это ошибкой?», что, конечно же по сути было одним и тем же посланием.
Итак, я собрал приблизительно 15 или 20 стратегий и, затем записал их на карточках. В то же самое время Питер накопил некоторое количество обращений к самому себе, поместив их в записную книжку. Мы оба были очень удивлены, обнаружив, не только использующими одну систему, но, так же, что многие послания часто абсолютно совпадали, вы знаете… было полное соотнесение между ними. Мы решили поработать над тем, чтобы сделать их доступными для других людей, что мы и сделали; мы опубликовали их как колоду карт, и их теперь, мне думается, использует много людей».
«Обходные Стратегии» были изданы в 1975, 1978 и 1979 годах и стали популярны в кругах творческой интеллигенции. Их используют таким образом: когда человек подходит к сложному творческому узлу или чувствует тупик или перевозбужден, нужно наугад вынуть любую карточку из колоды и попытаться творчески осмыслить сообщение. Сами карточки уже давно стали артефактом и большой редкостью, их иногда можно встретить на онлайновых аукционах типа amazon.com или ebay.com их стоимость может достигать 600 долларов.
Тут Питер Шмидт похож на алкаша, соображающего где бы взять денег на бутылку. Исландия. 1978 г.
Внезапная смерть Питера Шмидта в 1980 году остановила совместный проект. И несколько лет назад, по просьбе многочисленных поклонников его творчества Брайан предпринял попытку сделать многоязыковый, уже четвертый по счету, вариант «Обходных Стратегий».
Из интервью с Брайаном Ино.
«Глядя на работы Питера Шмидта сейчас, я поймал себя на мысли — Они выглядят очень современно. Как он смог так быстро освоить столь обширную территорию? И, неизбежно, встал вопрос: «Почему этого никто не заметил?»
Хорошо, я знаю, что «непризнанный гений» — это некий мифический характер. Весьма необычно для реального таланта быть в совершенной безвестности. Питер был действительно талантлив и не был обделен вниманием. Вместе с тем, он был уважаем, как некий курьез, эксцентричною одаренный, но, определенно, находящийся на периферии культуры, нежели в ее центре. Конечно, через несколько лет после его смерти произошли большие перемены ценностей в мире живописи. В результате того, что это произошло, вспомнили работы Питера: сейчас они выглядят очень пророческими.
Возможно, эта переоценка не играет большой роли, во всяком случае для Питера. Видя много менее талантливых, поднявшихся к позициям уважения и влияния, он был замечательным образом свободен от зависти. Его работы были больше собственным исследованием, постоянным вопросом глубокого проникновения, восхищением от пребывания на новой территории без ответов и, таким образом, в невинности и неискушенности. Мы всегда неискушенны, если, не ленимся или не стремимся за выгодой, мы можем созерцать новизну момента непосредственно сейчас. Мне кажется, что Питер был более, чем кто-либо еще, из тех кого я знал, способен следовать этому от начала и до конца. Он всегда был пробужден к тем маленьким тропинкам мыслей, которые открывают единое целое новых видений, и он следовал по ним с храбростью и минимализмом.
Однажды он написал мне: «В комнате с кричащими людьми, тот, кто шепчет становится интересен». В середине поздних семидесятых голоса стали громкими. Основным направлением в мире искусства, стала техника и механика продажи, всеобщая коммерциализация поведения художников, все это было кричащим. Живописное и художественное эго возросло размерами до гектара, и продажи в искусстве вошли в область продажи недвижимости.
Питер не обращал внимания на эту какофонию. Его работы изменились, став меньше, свежее и живее. И тогда, как многие включились в живопись маслом на холсте (гарантия «настоящего искусства»), Питер начал работать акварелью на бумаге (определенно знак дилетантизма). Короче говоря, такое немодное решение утвердило его принадлежность к любителям.
Сегодня все повернулось на 180 градусов; его работы наполнены семенами, которые могут быть основой здорового артистического успеха (возможно уже имеющегося)».
Брайан Ино. Май 1987 г. (Opal Information №5).
Картина Питера Шмидта «Вечерняя звезда». 1971-1973 гг.
С другими картинами Питера Шмидта вы можете ознакомиться на сайте http://www.peterschmidtweb.com.
Хотите испытать на себе обходные стратегии? Тогда нажмите ссылку ниже.
<<< ГЕНЕРАТОР ОБХОДНЫХ СТРАТЕГИЙ >>>