Культура

Лев Николаевич Толстой. Более 150 цитат

02.02.2023

Как было наглядно показано в прошлой статье, писатель Толстой – это волк в овечьей шкуре. Озаботившись судьбой человечества, он продвигал масонские идеи по переустройству общества. В своих сказках “вольные каменщики” обещали простому народу самые различные блага, в том числе отсутствие угнетения, на самом же деле основной их целью было подвинуть старую элиту и занять её место, построив новый сатанинский порядок. Схожие масонским идеи сейчас продвигает секта глобалистов, только силу за прошедшее время они набрали гораздо большую.

Л. Н. Толстой проповедовал масонские идеи, точнее ту часть, где рассказывается, как плох этот мир и что созданную рабовладельческую систему, работающую на узкий круг элиты, надо разрушить. Вряд ли он сам до конца понимал куда это может в итоге привести. Со второй частью этого дьявольского проекта по созданию нового мирового порядка, “вольные каменщики” его явно не познакомили.

Тем не менее, если смотреть на идеи Толстого в отрыве от его вредной деятельности по продвижению нового мирового порядка в качестве чужой марионетки, возомнившей себя учителем человечества, то можно обнаружить вполне интересные и актуальные цитаты, которые мы здесь и рассмотрим, разбив по темам.

Про алкоголизм

“Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что ужаснее всего, губит душу людей и их потомство”.

“Трудно представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком и опиумом”.

Про веру и религию

“Вера есть понимание смысла жизни и признание вытекающих из этого понимания обязанностей”.

“Истинная религия есть такое установленное человеком отношение к окружающей его бесконечной жизни, которое связывает его жизнь с этою бесконечностью и руководит его поступками”.

“Если дикарь перестал верить в своего деревянного бога, то это не значит того, что Бога нет, а только то, что Бог не деревянный”.

“Сущность всякой религии состоит только в ответе на вопрос, зачем я живу и какое мое отношение к окружающему меня бесконечному миру. Нет ни одной религии, от самой возвышенной и до самой грубой, которая не имела бы в основе своей этого установления отношения человека к окружающему его миру”.

“Спасение не в обрядах, таинствах, не в исповедании той или иной веры, а в ясном понимании смысла своей жизни”.

Писатель Толстой работает в своём кабинете.

Про власть

“Сила правительства держится на невежестве народа, и оно знает это и потому всегда будет бороться против просвещения. Пора нам понять это”.

“Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего”.

“Насилие не может быть сделано одним человеком над многими, а только преобладающим большинством, единомышленным в невежестве”.

“Я серьезно убежден, что миром правят совсем сумасшедшие”.

“Сумасшедшие всегда лучше, чем здоровые, достигают своих целей, Происходит это оттого, что для них нет никаких нравственных преград, ни стыда, ни справедливости, ни даже страха”.

“«Я очень сожалею о том, что должен предписывать отобрание произведений труда, заключение в тюрьму, изгнание, каторгу, казнь, войну, т. е. массовое убийство. но я обязан поступить так, потому что этого самого требуют от меня люди, давшие мне власть», говорят правители. «Если я отнимаю у людей собственность, хватаю их от семьи, запираю, ссылаю, казню, если я убиваю людей чужого народа, разоряю их, стреляю в городах по женщинам и детям, то я делаю это не потому, что хочу этого, а только потому, что исполняю волю власти, которой я обещал повиноваться для блага общего», говорят подвластные. В этом обман лжеучения государства. Только это укоренившееся лжеучение даёт безумную, ничем не оправдываемую, власть сотням людей над миллионами и лишает истинной свободы эти миллионы”.

“Убиты тысячи людей, приведены в отчаяние, озлоблены, озверены все русские люди. И всё это ради чего? Всё это ради того, что среди небольшой кучки людей, едва ли одной десятитысячной всего народа, некоторые люди решили, что для самого лучшего устройства русского государства нужно продолжение той думы, которая заседала последнее время, другие, что нужна другая дума с общей, тайной, равной и так далее, третьи, что нужна республика, четвёртые — не простая, а социалистическая республика. И ради этого вы возбуждаете междоусобную войну. Вы говорите, что вы делаете это для народа, что главная цель ваша — благо народа. Но ведь стомиллионный народ, для которого вы это делаете, и не просит вас об этом и не нуждается во всём том, чего вы стараетесь достигнуть такими дурными средствами. Народ не нуждается во всех вас и всегда смотрел и смотрит на вас и не может смотреть иначе как на тех самых дармоедов, которые теми или иными путями отнимают от него его труды и отягощают его жизнь”.

“Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своём есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так он и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм. Патриотизм есть рабство”.

“У меня от Думы три впечатления: комичное, возмутительное и отвратительное. Комичное в том понимании, какое оттенял Шопенгауэр, то есть противоположное естественному, нужному. Вот как если упал человек, когда он должен идти и не падать. Делается именно то, чего не нужно делать. Комичное, потому что мне все кажется, будто эти дети играют во взрослых. Ничего нового, оригинального и интересного нет в думских прениях. Все это слышано-переслышано. Никто не выдумал и не сказал ничего своего. У депутатов все перенято с европейского, и говорят они по-перенятому, вероятно, от радости, что у них есть «кулуары», «блоки» и прочее и что можно все это выговаривать. Наша Дума напоминает мне провинциальные моды. Платья и шляпки, которые перестали носить в столице, сбываются в провинцию, и там их носят, воображая, что это модно. Наша Дума — провинциальная шляпка. Возмутительным в ней кажется то, что, по справедливым словам Спенсера, особенно справедливо для России: все парламентские люди стоят ниже среднего уровня своего общества и вместе с тем берут на себя самоуверенную задачу разрешить судьбу стомиллионного народа. Наконец, Дума отвратительна — по грубости, неправдивости выставляемых мотивов, ужасающей самоуверенности, а главное, озлобленности. Такая Дума никому не нужна”.

Толстой играет в шахматы с Сухотиным, Ясная Поляна, 1908 г.

Про войну

“Война — такое несправедливое и дурное дело, что те, которые воюют, стараются заглушить в себе голос совести”.

“Для меня безумие, преступность войны, особенно в последнее время, когда я писал и потому много думал о войне, так ясны, что кроме этого безумия и преступности ничего не могу в ней видеть”.

“Армия есть ничто иное , как собрание дисциплинированных убийц”.

“Война есть не что иное, как спор между несколькими правительствами о власти над поддаными”.

“Ведь совершенно очевидно, что если мы будем продолжать жить так же, как теперь, руководясь как в частной жизни, так и в жизни отдельных государств одним желанием блага себе и своему государству, и будем, как теперь, обеспечивать это благо насилием, то, неизбежно увеличивая средства насилия друг против друга и государства против государства, мы, во-первых, будем всё больше и больше разоряться, перенося большую часть своей производительности на вооружение; во-вторых, убивая в войнах друг против друга физически лучших людей, будем всё более и более вырождаться и нравственно падать и развращаться”.

“Я ни за русское, ни за японское правительства, но за обманутый рабочий народ обеих стран, вынужденный воевать против своего благополучия, совести и религии”.

“Мы собрались здесь для того, чтобы бороться против войны… надеемся победить эту огромную силу всех правительств, имеющих в своем распоряжении миллиарды денег и миллионы войск… в наших руках только одно, но зато могущественнейшее средство в мире – истина”.

“Я хочу, чтобы любовь к миру перестала быть робким стремлением народов, приходящих в ужас при виде бедствий войны, а чтоб она стала непоколебимым требованием честной совести”.

“Война… противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие”.

Л. Н. Толстой и А. М. Горький, 1900 г. Оба поддерживали левых и революцию, а также имели склонность к гомосексуализму, но последнее подавляли в себе. Нельзя исключать, что именно осознание греховности своих желаний, страха перед ними и необходимость жить по общественному принуждению с женщиной (он с тоской писал об браке), подтолкнули графа Толстого к его безумию к концу жизни в поисках показушной святости.

Про дружбу

“Чтобы быть истинными друзьями, нужно быть уверенными друг в друге”.

“В самых лучших, дружеских и простых отношениях лесть и похвала необходимы, как подмазка необходима для колес, чтобы они ехали”.

“Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься”.

Про знания

“Знания — орудие, а не цель”.

“Воспитателю надо глубоко знать жизнь, чтобы к ней готовить”.

“Ученый — тот, кто много знает из книг; образованный — тот, кто усвоил себе все самые распространенные в его время знания и приемы; просвещенный — тот, кто понимает смысл своей жизни”.

“Ошибочно думать, что много знание есть достоинство. Важно не количество, а качество знания”.

“Мудрость не в том, чтобы знать как можно больше, а в том, чтобы знать, какие знания самые нужные, какие менее и какие еще менее нужны”.

“Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло мира”.

“Первое и главное знание, которое свойственно прежде всего преподавать детям и учащимся взрослым, – это ответ на вечные и неизбежные вопросы, возникающие в душе каждого приходящего к сознанию человека. Первый: что я такое и каково мое отношение к бесконечному миру? И второй, вытекающий из первого: как мне жить, что считать всегда, при всех возможных условиях, хорошим, и что всегда, при всех возможных условиях, дурным?”

Скульптор П. Трубецкой лепит бюст Льва Толстого. Так создавался культ его личности.

Про искусство

“Много нужно для искусства, но главное — огонь!”

“Настоящее произведение искусства делает то, что в сознании воспринимающего уничтожается разделение между ним и художником”.

“Музыка — это стенография чувств”.

“Хорошо любое искусство, кроме скучного”.

“Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека. Огонь этот жжет, греет и освещает. Настоящий поэт сам невольно и с страданием горит и жжет других. И в этом все дело”.

“Искусство – одно из средств различения доброго от злого, одно из средств узнавания хорошего”.

“Чтобы произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль. Так, в «Анне Карениной» я любил мысль семейную”.

“Главная цель искусства… та, чтобы проявить, высказать правду о душе человека… Искусство есть микроскоп, который наводит художник на тайны своей души и показывает эти общие всем тайны людям”.

“Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях”.

Про истину

“Величайшие истины — самые простые”.

“Все истины — парадоксы. Прямые выводы разума ошибочны, нелепые выводы опыта — безошибочны”.

“Какой-то математик сказал, что наслаждение не в открытии истины, но в искании её”.

“Самый верный признак истины — простота и ясность. Ложь всегда сложна, вычурна и многословна”.

“Тот прав, кто громче и с большей убедительностью крикнет на другого”.

Толстой с любимым конём Делиром.

Про людей

“Люди как реки: вода во всех одинакая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем непохож на себя, оставаясь одним и самим собою”.

“Нет того негодяя, который, поискав, не нашел бы негодяев в каком-нибудь отношении хуже себя и который поэтому не мог бы найти повода гордиться и быть довольным собой”.

“Люди наказываются не за грехи, а наказываются самими грехами. И это самое тяжелое и самое верное наказание”.

“Человек подобен дроби: в знаменателе — то, что он о себе думает, в числителе — то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь”.

“Люди часто гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью”.

“Есть люди, которые гордятся силою своих желаний, а не силою власти над желаниями”.

“Нет таких условий, к которым человек не мог бы привыкнуть, в особенности если он видит, что все окружающие его живут так же”.

“Для того чтобы положение людей стало лучше, надо, чтобы сами люди стали лучше. Это такой же труизм, как то, что для того, чтобы нагрелся сосуд воды, надо, чтобы все капли ее нагрелись”.

“Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных?”

“Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя, в той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет, стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя”.

“Менее всего просты люди, желающие казаться простыми”.

“Люди различаются еще тем, что одни прежде думают, потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом уже думают”.

“Люди, которые делать ничего не могут, должны делать людей, а остальные – содействовать их просвещению и счастию”.

“Мне очень не нравятся высокомерные люди, которые ставят себя выше других. Так и хочется дать им рубль и сказать, узнаешь себе цену — вернёшь сдачу”.

“Истинная сила человека не в порывах, а в нерушимом спокойствии”.

“Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя”.

Антон Чехов и Лев Толстой в Крыму.

Про мысли

“Мыслей так много может вмещаться в одно время, особенно в пустой голове”.

“Все люди живут и действуют отчасти по своим мыслям, отчасти по мыслям других людей. В том, насколько люди живут по своим мыслям и насколько по мыслям других людей, состоит одно из главных различий людей между собою”.

“Мысль — начало всего. И мыслями можно управлять. И поэтому, главное дело совершенствования — работать над мыслями”.

“Толстое дерево началось с тонкого прута. Девятиэтажная башня началась с кладки малых кирпичей. Путешествие в тысячу верст начинается с одного шага. Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков”.

“Мысль только тогда движет жизнью, когда она добыта своим умом или хотя отвечает на вопрос, возникший уже в душе. Мысль же чужая, воспринятая умом и памятью, не вли­яет на жизнь и уживается с противными ей поступками”.

“Все великие перемены в жизни одного человека, а также и всего человечества, начинаются и совершаются в мысли. Для того, чтобы могла произойти перемена чувств и поступков, должна произойти прежде всего перемена мысли”.

“Мысль должна рождаться в обществе, обработка и выражение ее происходит в одиночестве”.

“Зерно невидимо в земле, а только из него вырастает огромное дерево. Так же незаметна мысль, а только из мысли вырастают величайшие события жизни человеческой”.

Про общество

“Мир движется вперед благодаря тем, кто страдает”.

“Важно всегда было и будет только то, что нужно для блага не одного человека, но всех людей”.

“Совесть — это память общества, усвоенная отдельным лицом”.

“В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, — не только не блага, но несомненно и очевидное зло”.

“Цивилизация шла, шла и зашла в тупик. Дальше некуда. Всё обещали, что наука и цивилизация выведут нас, но теперь уже видно, что не выведет: надо начинать новое”.

Фото Толстого с женой Софьей Андреевной.

Про отношения

“Брак — это такое соединение мужчины и женщины, при котором они обещают друг другу, что если они будут иметь детей, то только друг от друга”.

“Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему”.

“Жениться надо никак не по любви, а непременно с расчетом, только понимая эти слова как раз наоборот тому, как они обыкновенно понимаются, т. е. жениться не по чувственно любви и по расчету где и чем жить, а по тому расчету, насколько вероятно, что будущая жена будет помогать, а не мешать жить человеческой жизнью”.

“Главная причина семейных несчастий та, что люди воспитаны в мысли, что брак дает счастье. К браку приманивает половое влечение, принимающее вид обещания, надежды на счастие, которое поддерживает общественное мнение и лите­ратура, но брак есть не только не счастье, но всегда страдание, которым человек платится за удовлетворение полового желания, страдание в виде неволи, рабства, пресыщения, отвращения, всякого рода духовных и физических пороков супруга, которые надо нести”.

“Романы кончаются тем, что герой и героиня женились. Надо начинать с этого, а кончать тем, что они разженились, то есть освободились. А то описывать жизнь людей так, чтобы обрывать описание на женитьбе, это все равно, что, описывая путешествие человека, оборвать описание на том месте, где путешественник попал к разбойникам”.

“Женщины рождают, воспитывают нас, дают наслаждение, потом начинают мучать, потом развращают и потом убивают”.

“Истинное и прочное соединение мужчины и женщины — только в духовном общении. Половое общение без духовного — источник страдания для обоих супругов”.

“Жениться – все равно что войти в клетку с хищником”.

“Любовь — это когда в тебе всё кипит, человек ходит вроде как пьяный”.

“Есть такие минуты, когда мужчина говорит женщине больше того, что ей следует знать о нем. Он сказал — и забыл. А она помнит…”

“Жениться надо всегда так же, как мы умираем, т. е. только тогда, когда невозможно иначе”.

“Любовь не может быть вредной, но только бы она была — любовь, а не волк эгоизма в овечьей шкуре любви…”

Лев Толстой с внуками.

Размышления и афоризмы

„Глаза — зеркало души.“

„Вор не тот, кто взял необходимое себе, а тот, кто держит, не отдавая другим, не нужное себе, но необходимое другим.“

“Копаясь в своей душе, мы часто выкапываем такое, что там лежало бы незаметно”.

“Несмотря на то, что доктора лечили его, пускали кровь и давали пить лекарства, он все-таки выздоровел”.

“Было гладко на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить!”

Редко мы говорим правду о себе даже самим себе.

Все строят планы, и никто не знает, проживет ли он до вечера.

Зло только внутри нас, то есть там, откуда его можно вынуть.

Большинство жизненных задач решаются как алгебраические выражения: приведением их к самому простому виду.

„Афоризмы — едва ли не лучшая форма для изложения философских суждений.“

„Самая обидная форма эгоизма — это самопожертвование.“

Про самосовершенствование

“Ты говоришь: не стоит делать усилий: сколько ни делай, никогда не достигнешь совершенства. Да ведь дело твое не в том, чтобы достигнуть совершенства, а только в том, чтобы все больше и больше приближаться к нему”.

“Самосовершенствование уже потому свойственно человеку, что он никогда, если он правдив, не может быть доволен собой”.

“Кролики размножаются, а люди совершенствуются”.

Толстой читает своё произведение, 1910 г.

Про себя

“Два года не писал дневника и думал, что никогда уже не вернусь к этому ребячеству. А это было не ребячество, а беседа с собой, с тем истинным, божественным собой, которое живет в каждом человеке. Всё время этот Я спал, и мне не с кем было беседовать”.

“Последнее время мне стало жить тяжело. Я вижу, я стал понимать слишком много”.

“Какая странность: я себя люблю, а меня никто не любит”.

“Одни — либералы и эстеты — считают меня сумасшедшим или слабоумным вроде Гоголя; другие — революционеры и радикалы — считают меня мистиком, болтуном; правительственные люди считают меня зловредным революционером; православные считают меня дьяволом”.

Про слова

“Из всех усилий самое трудное — воздержание языка. Оно же — самое необходимое”.

“Часто молчание лучший из ответов”.

“Больше всех говорит тот, кому нечего сказать”.

“Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли”.

“Злословие так нравится людям, что очень трудно удержаться от того, чтобы не сделать приятное своим собеседникам: не осудить человека”.

“Мы знаем, что с заряженными ружьями надо обращаться осторожно. А не хотим знать того, что так же надо обращаться и со словом. Слово может и убить, и сделать зло хуже смерти”.

“Нужно усилие для всякого воздержания, но из всех таких усилий самое трудное — это усилие воздержания языка. Оно же и самое нужное”.

“Слово есть поступок”.

“Говори только о том, что для тебя ясно, иначе молчи”.

“Если один раз пожалеешь, что не сказал, то сто раз пожалеешь о том, что не смолчал”.

Толстой с дочерью Александрой на берегу моря, 1901 г.

Про счастье и радость

“Самая чистая радость, радость природы”.

“Счастлив тот, кто счастлив дома”.

“Теперь лето и прелестное лето, и я, как обыкновенно, ошалеваю от радости плотской жизни и забываю свою работу. Нынешний год долго я боролся, но красота мира победила меня. И я радуюсь жизнью и больше почти ничего не делаю”.

“Дело жизни, назначение её радость. Радуйся на небо, на солнце. На звезды, на траву, на деревья, на животных, на людей. Нарушается эта радость, значит. Ты ошибся где-нибудь — ищи эту ошибку и исправляй. Нарушается эта радость чаще всего корыстию, честолюбием…
Будьте как дети – радуйтесь всегда”.

“В человека вложена потребность счастья; стало быть оно законно”.

“Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра”.

“Если искать совершенства, то никогда не будешь доволен”.

“Я был бы несчастливейшим из людей, ежели бы я не нашёл цели для моей жизни – цели общей и полезной…”

“Если жизнь людей не радостна, то это только оттого, что они не делают того, что нужно для того, чтобы жизнь была неперестающей радостью”.

“Чтобы стать счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от тебя”.

“В мечте есть сторона, которая лучше действительности; в действительности есть сторона лучше мечты. Полное счастье было бы соединением того и другого”.

“Счастье — это быть с природой, видеть ее, говорить с ней”.

“Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым”.

“Как солнце согревает тело, так радость душу”.

“Одно из самых удивительных заблуждений — заблуждение в том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать”.

“Человек должен быть всегда счастливым; если счастье кончается, смотри, в чём ошибся”.

Толстой в Ясной Поляне. Оставаясь барином и графом, он играл косплей простого мужика. Выглядело это смешно и пошло.

Про ум

“Прежде всего надо верить в разум”.

“В деле хитрости глупый человек проводит более умных”.

“Ум — способность отклоняться от инстинкта и соображать эти отклонения”.

“Недостаточно быть умным, чтобы жить умно”.

“Различие между ядами вещественными и умственными в том, что большинство ядов вещественных противны на вкус, яды же умственные, в виде газет и дурных книг, к несчастью, часто привлекательны”.

Наставления

“Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое”.

“Лучше ничего не делать, чем делать ничего”.

“Избегай всех расходов, которые делаешь из тщеславия”.

“Лучше знать немного истинно хорошего и нужного, чем очень много посредственного и ненужного”.

“Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часа, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим”.

“Для того чтобы продолжать жить, зная неизбежность смерти есть только два средства; одно — не переставая так сильно желать и стремиться достижению радостей этого мира, чтоб всё время заглушать мысль о смерти, другое — найти в этой временной жизни, короткой или долгой, такой смысл, который не уничтожался бы смертью”.

“Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость”.

“Думай хорошо и мысли созреют в добрые поступки”.

“Всякий раз, когда чего-нибудь очень хочется сделать, остановись и подумай: хорошо ли то, чего тебе так очень хочется”.

“Живя с людьми, не забывай того, что ты узнал в уединении. И в уединении обдумывай то, что ты узнал из общения с людьми”.

“Всякий пусть метёт перед своей дверью. Если каждый будет делать так, вся улица будет чиста”.

“В судьбе нет случайностей; человек скорее создаёт, нежели встречает свою судьбу”.

“Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся”.

“Недовольство собою есть необходимое условие разумной жизни. Только это недовольство побуждает к работе над собою”.

“Пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь”.