Москва

Позор или украшение Москвы?

26.06.2012

Муляж вместо памятника. В Царицыно открылся после реставрации Екатерининский дворец. По заказу Лужкова стены дворца отремонтированы, украшены лепниной, над ними построена крыша, внутри созданы интерьеры в исторических стилях.

Пикантность ситуации в том, что отреставрированный дворец не отвечает стилистическим и историческим канонам. Отделка интерьера — сумасшедшая мешанина из стилей XVIII и XIX веков.

Или другой пример. Во дворце появился Тронный зал Екатерины. Но Екатерина никогда не жила здесь! Ей не понравился первый проект, построенный Василием Баженовым — постройку снесли. Вновь возведённый дворец, уже по проекту Казакова, вновь пришёлся императрице не по вкусу. Так что «реставрацию» (по сути дворец отстроили в псевдоисторическом стиле) исскуствоведы восприняли как варварство и уничтожение памятника архитектуры.

Замена исторических памятников на безвкусные муляжи — фирменный стиль мэра столицы. Как метко замечено было в одной газетной заметке, Лужков — единственный мэр, чьим именем можно назвать целый архитектурной стиль. Ужасами лужковщины теперь будут любоваться многие из будущих поколений москвичей.

Досталось Лужкову за Царицыно. Причем в самых смачных выражениях. Даже обычно уклоняющийся от комментариев «Ъ» не обошелся без выражений типа «плюнули в рожу специалистам».

Приезжать в Царицыно категорически не желает вице-президент Академии художественной критики Алексей Клименко. По его словам работы, которые были проведены на территории объекта истории и культуры, «превратили музей-заповедник в муляж». «То, что происходит сейчас в Царицыно, — это преступление, под видом реставрации, памятник изуродовали и разрушили», — заявил Клименко.

Реставрация в музее-заповеднике Царицыно проведена грандиозная, работы до сих пор продолжаются. В них задействованы тысячи людей, в том числе и гастарбайтеры. Хотя заниматься восстановлением памятника истории и культуры федерального значения должны лицензированные специалисты. В данном случае, говорить о реставрации как о науке не приходится, считает г-н Клименко: «Все работы сопровождаются бесчисленными нарушениями законодательства об охране памятников. Начнем со знаменитого Кухонного корпуса, построенного Василием Ивановичем Баженовым, подлинного, цельного памятника, который в результате так называемой реставрации оказался одетым в презерватив, получил такой вот прозрачный купол, которого, естественно, никогда не было. Там такие еще сооружения для удаления дыма и прочее, которых тоже никогда не было. И вот это проблема номер один. Закон предусматривает для памятников истории и культуры только реставрацию, только работу, связанную с использованием объекта культурного наследия. В данном случае в Царицыно появились мосты кудрявые, лестницы по склонам холмов, которых никогда не было».

Специалисты в области историко-культурного наследия недоумевают, как появился в Царицыно технически сложно выполненный фонтан, бьющий над прудом. Об этом и других архитектурных конфузах рассказывает Алексей Клименко: «Екатерина Великая боялась фонтанов, ненавидела фонтаны, и поэтому фонтан и Екатерина — как-то очень странно. И вообще, один остроумный человек сказал, что после этих работ Царицыно пока именовать по-другому — Лужковым называть, поскольку это объект гордости Лужкова, и именно он лично курирует работы, и именно он настаивает на появление такого фонтана, проспектов роскошных. Там появился, например, грандиозный комплекс, так называемый «Визит-центр», которого опять-таки никогда не было.

Но самое ужасное, что огромное количество объектов капитального строительства, появившееся на территории такого выдающегося памятника истории и культуры, что запрещено законом строжайшим образом, сделано в стилистике псевдоготики. То есть и трансформаторные подстанции, и весь этот центр, и ограды, и будки для полицейских-милиционеров, и так далее. Детям, которые будут приходить в Царицыно, будет очень трудно понять, что же настоящий памятник, настоящие Баженов и Козаков. Вот этот «Визит-центр» в готической стилистике или эта ограда с этими золотыми шишками и всякими гербами, курицами-мутантами?»

Картинка из фильма ужасов. Курица-мутант на ограде парка Царицыно. В одной лапе у неё бутылка ликёра, а в другой — закуска. Видок уже подшофе. Сфотографировал, когда проходил мимо вечером.

Дворец, даже будучи руиной, представлял наибольшую ценность, нежели нынешнее строение. Романтический парк в английском стиле в ходе работ превратили в подобие Версаля, чем он никогда не был, возмущается Клименко: «Подобного рода трансформация памятника, объекта культуры в интересах населения, которое приходит сюда отдыхать, — это ведь недопустимая. Вообще, парк культуры и отдыха — вещь хорошая, но памятник природы, памятник историко-культурного и природного наследия — это совсем другое дело. Под видом реставрации, то есть воссоздания с нуля оранжерейного комплекса вырублено три с лишним тысячи абсолютно здоровых, прекрасных деревьев. Я видел эти пни и просто пришел в отчаяние, как, знаете, грейпфруты такие здоровые, срезанные наполовину и двести с лишним тысяч кустарников и подлеска».

Царицынский лесопарк находится в Южном округе, в одном из самых экологически неблагополучных районов Москвы. Пикеты москвичей, выступавших против работ в исторической части, результата не принесли. Мнимые реставрационные работы уничтожили столетнюю экосистему парка и превратили шедевр архитектуры в развлекательный центр, считает депутат Московской городской Думы Сергей Митрохин: «Все это делается для того, чтобы во время Дня города туда был приглашен президент, другие высокопоставленные чиновники. Для того чтобы им было приятнее его отмечать, вырублено огромное количество деревьев. В результате, конечно, парк изуродован. Теперь там такая чиновничья витринная показуха, прозрачные аллеи, в которых будет приятно гулять чиновникам и бизнесменам. Если общественность будет молчать, то, конечно, все превратят в декоративные посадки».

Мнение депутата о том, что исторический ансамбль павильонов и дворцов бывшей загородной резиденции императрицы Екатерины Второй восстанавливали не для народа, разделяет и искусствовед Алексей Клименко: «Если бы Счетная палата проанализировала траты, которые были в Царицыне, было бы найдено немало интересного. Я уже не говорю, что во дворце, в этом возрожденном дворце, где когда-то альпинисты работали, там такое количество позолоты, богатства, роскоши! У нас проблем нет в стране, чтобы тратить такие деньги на абсолютное муляжирование? Неужели не хватает одного Храма Христа Спасителя, который представляет собой такую золотую табакерку?»

«Не стреляйте в Лысосолнышко, он играет, как умеет». У Ремарка в одном из его романов главный герой говорит об индюке-майоре: «Для того ли природа старалась несколько миллионов лет, чтобы создать вот такое чучело!»

Ну что поделаешь — крепкие хозяйственники редко обладает тонким вкусом. Хотя что по большому счету произошло — вопрос спорный. С одной стороны, методы реставрации московского мэра и правда идиотские. С другой, мэр должен беспокоиться, в первую очередь, «о миллионах простых горожан», а не кучке эстетствующих отщепенцев. С третьей — стоял два века некий «недодворец». Он вообще ни разу ЮНЕСКО не заинтересовал. А тут хоть что-то между недоделом и действительно памятником архитектуры. Словом, не стреляйте Юрия Лысосолнышко — он играет как умеет.

Источники: газета «Округа», радио «Свобода».