Кино

Отечество в большом долгу. УС-2. Предстояние

12.07.2011

Недавно состоялась премьера фильма «Утомлённые солнцем-2». Это первый случай в жизни раздела «Корреспонденция», когда за три часа не удалось найти ни одного положительного отзыва о картине. Ладно, один всё-таки был, но для восприятия фильма автор предлагал абстрагироваться от имени режиссёра.

Хочется только у маэстро спросить, Никита Сергеевич, как вы?

Ни шагу назад!

Кинотеатр «Октябрь», что на Новом Арбате, затянут громадным эпическим полотном с изображением Никиты Михалкова с семьёй. Билборд показался длинною с квартал. По ходу движения выплывали багровые буквы: «Предстояние. Утомлённые солнцем-2». Исполинских размеров голова Никиты Сергеевича в пыльной пилотке занимает центральное положение, рослая Надя в конце квартала, Артём ближе к американскому посольству. Между ними ― Меньшиков, Миронов и ещё кто-то. Может, жена Спасителя с плюшевой бабочкой на волосах, а может, показалось.

Новая Сага о Михалковых повествует о том, как Никита Сергеевич спас Родину от фашистов, а домочадцы подносили патроны и разминали его мускулы во время коротких передышек. Затем наш Бэтмен надругался над верховным главнокомандующим Красной Армии Джугашвили, призвал россиян к покаянию и вознёсся на небеси.

По этому поводу известный психиатр А.В. Снежневский писал: «больная считает, что она Анна Каренина, но, в то же время, сознаёт, что находится в больнице». Имеется в виду парафренный этап, или просто парафрения. В нашем же случае режиссёр дезориентирован в своей личности ещё сложнее: он же Бэтмен, он же Человек-Паук, он же родовитый боярин-единоросс Михалков, он же Второе Пришествие. Того и гляди он нам Нагорной проповедью грянет.

Кстати, рекламное полотно выполнено весьма искусно: на первый взгляд усталый лик Никиты из Назарета как бы призывает: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное!», а если присмотреться, то одновременно будто бы рожу строит. Это очень точно передано автором рекламы: Двоится Никита, или даже троится. Одним словом, кривляется.

Михалков бегает под взрывами, а те его заботливо огибают, убивая статистов. Он мечется по позиции, как ниндзя, работая по немцам лопатой и пистолетом – что тут скажешь, генерал. Только танком и смогли его на время угомонить, закопав в траншее. И то ненадолго, спустя время показывается, как он восстаёт из под земли, разрывая свою могилу. Ну, прямо Терминатор! А ведь ему на момент съёмок было уже больше 60 лет. Как на пенсии окрутел!

Вот описание типичных пяти минут фильма: идёт война, по морю плывёт наш корабль, полный беженцев (стариков, женщин, детей, раненных). На корабле находится дочка Михалкова.

Над ним летают немецкие самолёты, пугают людей, но не бомбят, т.к. видят флаг красного креста и уважают конвенции. Фрицы ведут себя довольно экстентрично. Один из них вылезает из самолёта, снимает штаны и собирается (простите) покакать на советский корабль на бреющем полёте. Неожиданно кто-то на корабле пускает в него сигнальную ракету. Разумеется, ракета догоняет самолёт и попадает точно в голову какающего немца, убивая его. Взбешённые фашисты бомбят и расстреливают корабль. Следует гибель Титаника в миниатюре. Сходство усиливается, когда в живых остаются только двое ― дочка Михалкова и Сергей Гармаш, цепляющиеся за мину. Гармаш оказывается священником, он совершает крещение дочки Михалкова.

Одновременно над ними всё ещё летает фашистский самолёт, поливая из пулемёта свинцовым дождём. Они не обращают на сей факт никакого внимания, так как пули не попадают в них, пронзая водную поверхность каждый раз сантиметрах в пяти. Гармаш читает молитву ― самолёт падает в воду и тонет. Забыл упомянуть, что у него перед этим оторвало ноги, хоть это и не сказывается на гладкости его речи. В общем, крещение совершено и Гармаш тонет. Правда тонуть вниз он не может ― тогда бы точно получилось как Ди Каприо, приходится тонуть куда-то в сторону…

А лётчика-фашиста, который топил корабль зовут лейтенант Грасс. Ну, вы знаете, Гюнтер Грасс, нобелевская премия по литературе, книга «Траектория краба», где говорится о гибели тысяч беженцев от торпед Александра Маринеско.

На тему гипотетического названия следующего фильма Никиты Сергеевича — «Нестояние», в интернете не пошутил только ленивый. Фотожаба из провинциальной афиши, на которой Михалков похож на кота из мультфильма «Шрек».

«Утомлённые солнцем-2» ― набор отдельностоящих короткометражек, механически связанных между собой и фактически не связанных с первыми «Утомлёнными солнцем». Это такой сборник «La guerre, je t’aime» (из фильма следует, что война хоть и пакость, но талантливому режиссёру с безопасного расстояния предоставляет исключительно широкие возможности).

Все короткометражки следуют одному сюжету.

Набрали известных артистов, одели их в лагерную униформу, и тут вдруг бдыщь! ― налетели самолёты и лагерь разбомбили.

Набрали других известных артистов, загнали их на мост. Бдыщь! Мост взорвали.

Набрали опять известных артистов, загнали их на корабль. Бдыщь! Налетает фашистская авиация, корабль идёт на дно.

Набрали снова известных артистов (их же до хрена), нарядили кремлёвскими курсантами, выстроили в ряд. Бдыщь! Наехали танки и всех раздавили.

Набрали для разнообразия неизвестных артистов, нарядили их в деревенских жителей. Бдыщь! Набежали фашисты, согнали всех в хату и сожгли.

Можно продолжать и продолжать этот скорбный перечень. Фильм идёт три часа.

Михалков, как бы предвидя реакцию критиков, несколько раз демонстрирует в фильме язык, дразнясь.

Человек реально изобрёл собственный макабрический и истерический мир, он стал режиссёром вроде того же Бёртона или Альмодовара, ― в том смысле, что у него абсолютно уникальный стиль, которому никто не сможет подражать.

Михалков старается сообщить, что война взрывает мир, и мир в итоге выглядит абсурдным и свихнувшимся ― но на самом деле он никакой войны не нюхал, и населяет мир «Утомлённных солнцем» исключительно своими фантазмами и чертями. Чем старше он становится, тем больше воли он им даёт, тем смелее плюёт на дурацкие условности. Видели бы вы, с каким лицом там немецкий солдатик выбрасывает русскому солдатику под ноги шоколадку с портретом Гитлера. Видели бы вы, какая там внезапно появляется шикарная ложка с дыркой и надписью из серии «Иван, я жду тебя дома». Видели бы вы ту же финальную сцену с Дормидонтом и Надей ― она вообще вне этой реальности, никакому другому режиссёру и никакому другому человеку такое бы и в голову не пришло, а если б и пришло ― он бы себя осадил. Михалков достиг того градуса остервенения, когда осаждать себя уже нельзя. Он своим, довольно оригинальным способом выползает за пределы этого мира.

Источник: «Частный корреспондент»

После этого интервью становится понятно, почему в «УС-2» такой странный сюжет и Михалков там постоянно смеётся.

 

Оценка творения Михалкова во Франции

Фильм «царя» российского кинематографа Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем — 2: Предстояние», показанный на 63-м Каннском кинофестивале, французская пресса назвала «позором».

По мнению обозревателей издания Le Devoir, в продолжении «Утомлённых солнцем» «отвратительно сняты сцены сражений, в сценарии полно нестыковок, а кинематографические приёмы лишены изящества».

Французские журналисты уверены также, что Н. Михалков как актер превращается в «Предстоянии» в «кривляющуюся пародию на самого себя».